статус беженца
|
Зарегистрируйтесь и вы сможете задавать вопросы, учавствовать в форуме, узнавать мнение клиентов.

статус беженца
статус беженца
rus | eng
свяжитесь с нами по вопросу статуса беженца Карта сайта
Офис в Лондоне: +44.20.8144.9997
Офис в Торонто: +1.647.558.7520
paterton.ca  paterton@outlook.com
 

Опыт легализации иностранцев в Италии

Опыт легализации иностранцев в Италии

Согласно последним данным, в начале 2004 года в Италии насчитывалось 2,2 млн. иностранных граждан, получивших в установленном порядке временное разрешение на проживание. Если прибавить сюда несовершеннолетних, лишь отчасти учитываемых при выдаче подобных документов, то общая численность легальных иммигрантов в Италии составит, по всей видимости, около 2,5-2,6 млн. человек.

17.02.2015

Согласно последним данным, в начале 2004 года в Италии насчитывалось 2,2 млн. иностранных граждан, получивших в установленном порядке временное разрешение на проживание. Если прибавить сюда несовершеннолетних, лишь отчасти учитываемых при выдаче подобных документов, то общая численность легальных иммигрантов в Италии составит, по всей видимости, около 2,5-2,6 млн. человек.

Цифра, несомненно, внушительная - речь идет примерно о 4,3-4,5% населения. Таким образом, менее чем за тридцать лет Италия стала одной из самых насыщенных иммигрантами стран Евросоюза - и по абсолютным, и по относительным показателям (числу пребывающих на ее территории иностранцев и их доле в составе населения).

Это явление тем более поразительно, что страна долгое время, начиная с момента объединения (1861 год), оставалась одним из главных источников эмиграции. Как показывает официальная статистика, с 1876-го по 1988 год родину покинули почти 27 млн. итальянцев. В настоящее время за рубежом проживает от трех до четырех миллионов итальянцев. Если же принять в расчет не только самих эмигрантов, но и их потомков, цифра окажется на несколько порядков выше и, несомненно, превысит численность нынешнего населения страны (58 млн. человек).

С конца 70-х годов прошлого века ситуация постепенно начала меняться: Италия превратилась в принимающую страну, куда направляются миграционные потоки - главным образом из стран третьего мира, а с недавних пор и из Центральной и Восточной Европы. На протяжении 80-х годов причинами иностранной иммиграции в Италию считались почти исключительно «внешние факторы», и особенно - так называемые «выталкивающие факторы», действующие в странах первоначального проживания мигрантов, а также политика ограничения въезда иностранцев, проводившаяся начиная с 1973 года в традиционно принимавших эмигрантов европейских странах. Позже, однако, было отмечено значительное усиление «притягивающих факторов», вызванное главным образом повышением уровня экономического развития Италии, особенностями итальянской системы производства, увеличением сектора теневой экономики и динамичным расширением национального рынка рабочей силы. Именно эти факторы в значительной мере обусловили приток иммигрантов в Италию.

При более внимательном анализе можно отметить прежде всего ускорение темпов этого притока. Действительно, в начале 80-х годов общая численность иностранцев, имеющих разрешение на проживание, составляла немногим более 300 тыс., спустя 10 лет она почти удвоилась, а к 2004 году составила, как уже было сказано, 2,2 млн. Подобных темпов мы не наблюдаем ни в одной другой стране Евросоюза, если не считать Испании. Этот исключительно бурный рост иммиграции был обусловлен, в первую очередь, увеличением численности иностранцев, прибывших в Италию из развивающихся стран и государств Центральной Европы. В конце 1981 года число иммигрантов из этих стран не превышало 120 тыс., в начале 1991 года оно достигло 400 тыс., а к 2004-му - 1 млн. 950 тыс. Соответственно, увеличивалась и доля таких иммигрантов среди иностранцев, получивших разрешение на проживание в Италии: 38% в 1981 году, почти 70% в 1991-м и немногим менее 90% в настоящее время.

Что касается самих стран, откуда прибывают иммигранты, то большую часть иностранцев, имеющих разрешение на проживание, ныне составляют граждане Румынии (239 тыс. человек). За ними с небольшим отрывом следуют албанцы (234 тыс.) и марокканцы (228 тыс.). Значительно меньше украинцев (113 тыс.), китайцев (100 тыс.), филиппинцев (74 тыс.), поляков (66 тыс.) и тунисцев (61 тыс.). Как видим, радиус привлекательности Италии в глазах иммигрантов чрезвычайно велик: эта страна способна притягивать переселенцев из самых разных концов земного шара.

При более подробном рассмотрении выясняется, что к приведенному списку нужно добавить еще тридцать государств, откуда в Италию прибыли и получили разрешение на проживание от 10 до 50 тыс. человек. Скажем, граждан России среди них насчитывается 19 тыс., или 0,9% общего числа получивших такое разрешение. Италию отличает особенно широкое разнообразие стран происхождения иммигрантов: половину общего числа приезжих здесь составляют граждане восьми государств, тогда как в традиционно принимающих странах (Германии, Франции, Швейцарии и т. д.) - выходцы из двух-трех государств.

Иммигрантские общины, сложившиеся в Италии, заметно различаются по времени и способам формирования, стадиям миграционного развития и социально-демографическим характеристикам. В первую очередь надо отметить, что для каждой общины характерно выраженное преобладание одного из полов. Среди иммигрантов из Южной Африки, Сенегала и стран Индийского полуострова несомненно преобладают мужчины, тогда как среди иммигрантов из Центральной Европы, Латинской Америки и Восточной Азии перевес явно на стороне женщин. Мы имеем здесь дело с различными миграционными моделями. В первом случае речь идет о традиционных схемах иммиграции, в которых мужчина является главным действующим лицом. Лишь после того, как он налаживает жизнь в принимающей стране и обретает достаточно стабильное материальное положение, с ним воссоединяются его близкие.

Примером может служить марокканская иммиграция, которая ускорилась в начале 80-х годов и отличалась выраженным преобладанием мужчин. В 90-х же годах, главным образом благодаря воссоединению семей, значительно увеличилось число приезжающих в страну женщин. Тем самым уменьшилась диспропорция полов, поначалу характеризовавшая эту общину в Италии.

Во втором случае, напротив, движущей силой миграционных процессов являются женщины. Они первыми выезжают за рубеж и создают условия для последующего перемещения мужчин. Так поступают филиппинки, чьи близкие следуют за ними лишь после того, как созданы условия для интеграции. Мужья при этом устраиваются работать в том же секторе, где трудятся их жены, - т. е. в качестве домашней прислуги. Наконец, в некоторых случаях - примером могут служить китайцы - иммигранты с самого начала приезжают в страну целыми семьями, поэтому демографическая (половозрастная и семейно-брачная) структура их общины остается сбалансированной на протяжении всего миграционного процесса.

Чтобы получить полное представление об изменениях, происходящих в области международных перемещений, следует учитывать, что Италия принадлежит к тем европейским странам, в которых активно применяют меры, направленные на легализацию мигрантов. Действительно, наиболее значительный рост числа иностранцев, присутствующих в стране на законных основаниях, происходил во время нескольких процедур легализации. Это доказывает, что наличие значительного числа нелегальных мигрантов стало постоянной характеристикой иммиграционных процессов в Италии, как и в других принимающих странах Южной Европы.

Причину подобного положения следует видеть, прежде всего, в том, что иммиграционная политика не учитывает реальный спрос на иностранную рабочую силу. На первом этапе, т. е. на протяжении 80-х годов, иммиграция фактически развивалась бесконтрольно, поскольку отсутствовало адекватное законодательство и эффективное планирование. На втором же этапе государства Южной Европы, ставшие принимающими странами, начали все более последовательно проводить политику жестких ограничений на въезд, следуя примеру западноевропейских государств, в разные годы перешедших к подобным мерам. Это привело к нарушению эффективной динамики миграционных процессов, поддерживавших равновесие между растущим спросом на иностранную рабочую силу на национальном рынке труда и численностью иностранцев. Обострению миграционной ситуации способствовала и развитая в этих странах теневая экономика.

Что касается Италии, то первые потоки иммигрантов, устремившиеся сюда в 70-е годы, регулировались одним-единственным нормативным актом - правилами общественной безопасности, которые регламентировали пребывание в пределах страны иностранных граждан и их депортацию. Эти нормативные рамки отличались крайней узостью, поскольку были выработаны в основном в период фашистской диктатуры, привыкшей наводить порядок «железной рукой». В 70-е годы подобная неразвитость иммиграционного законодательства была характерна для всех средиземноморских стран, входивших в Европейский Союз. Многие обозреватели считают, что именно эта особенность законодательства предопределила усиление притока иммигрантов в Италию.

Реакция политических кругов Италии на изменившуюся ситуацию была явно неадекватной: они ограничились изданием нескольких министерских циркуляров, призванных заполнить наиболее серьезные пробелы в действующем законодательстве. Впоследствии эту административную практику не раз критиковали, ставя под сомнение ее соответствие конституции страны. Предельное сужение каналов законной иммиграции фактически привело лишь к тому, что значительная часть иммигрантов перешла на нелегальное положение. Постоянное пополнение армии нелегальных иммигрантов, как и постоянно возобновляющиеся попытки упорядочить их статус, стали основными факторами, едва ли не полностью определяющими дальнейшую историю иммиграции в Италии.

Первым актом, отчасти решавшим возникшие проблемы, был закон №943 от 30 декабря 1986 года. Он предоставил права иностранным рабочим из стран, не являющихся членами Евросоюза, те же права, какие имели граждане Италии, учредил национальный и региональные советы по проблемам иммиграции, установил правовые основания и процедуры, регулирующие воссоединение семей, занятость иммигрантов, въезд и пребывание иностранцев. Кроме того, в этом законе была предусмотрена возможность легализации незаконных иммигрантов. По-видимому, именно последний аспект закона, принятого в парламенте подавляющим большинством голосов, имел наиболее позитивные практические следствия.

Процесс легализации, который вначале предполагалось уложить в три месяца, протекал медленно: его завершение в конечном счете было отодвинуто до 30 сентября 1988 года. Отсрочка оказалась необходимой, поскольку в ходе реализации закона область его применения уточнялась: первоначально внимание было сосредоточено исключительно на категории иностранных наемных работников как наиболее значимой для европейской трудовой миграции. Затем было решено, что заявление о легализации должны подавать как работодатели, которые использовали нелегальный труд мигрантов из стран, не принадлежавших к ЕС, так и сами эти мигранты, нелегально работавшие в Италии.

В 1987-88 годах были легализованы почти 119 тыс. иностранных рабочих, среди которых было чуть менее 67 тыс. безработных. В число последних входили и лица, имевшие работу, но регистрировавшиеся в качестве безработных, с тем чтобы иметь возможность легализовать свое положение. Согласно оценкам экспертов, в это время число нелегальных и нигде не зарегистрированных иммигрантов в Италии по-прежнему значительно превышало число иностранцев из третьих стран, легализовавших свое положение.

В конце 1989 года был издан новый декрет, который был затем преобразован в закон №39 от 1990 года, известный как «закон Мартелли». Он повышал эффективность процедур, относящихся к регулированию иммиграции: отменял в отношении лиц, претендующих на статус беженца, ограничения, установленные ранее в зависимости от страны их происхождения; упорядочивал правила въезда на территорию Италии, пребывания в стране и депортации за ее пределы; предусматривал более гибкие правила пребывания для иностранных независимых предпринимателей; обеспечивал финансирование центров адаптации для вновь прибывших иммигрантов. Эта вторая легализация распространялась на всех иностранных граждан (первая охватывала только иммигрантов из третьих стран) включая иностранцев, не являющихся рабочей силой. В общей сложности были поданы около 235 тыс. прошений о легализации, из которых 220 тыс. были удовлетворены.

Если говорить о происхождении иммигрантов, легализованных в Италии на основании двух упомянутых законов, то можно отметить явное преобладание выходцев из стран африканского континента (соответственно 52% и 58% общего числа иммигрантов), в особенности из Северной Африки (33% и 40%), а также из Азии (30% и 21%). Сведения относительно распределения иммигрантов по полу имеются лишь для второй легализации, и они показывают явное преобладание мужчин (в отношении 3:1). Особенно резкие диспропорции наблюдались среди североафриканцев: соотношение полов здесь составило 12:1.

(Окончание см. в следующем номере )

//


Возврат к списку



Paterton office in Toronto, Canada 11.02.2015| Paterton office in Toronto, Canada
Paterton Office in Toronto, Ontario, Canada

Клиент из Киева иммигрировавший в Германию 03.07.2014| Клиент из Киева иммигрировавший в Германию
Client from Kiev whom we helped with his immigration to Germany.

Блоги, отзывы, вопросы от клиентов

Все блоги
Здравствуйте. Нужна срочная консультация по бешенства в Канаде. Тел 787-308-0870. Отец с дочкой находимся в Пуэрто Рико. Пришли на яхте из ЮАР, русские, шли в Канаду сломались. Уже 5 месяцев стоим, визысканность США нет есть разрешение на стоянку parol. Была передачу по Wada 4 местное ТВ. Ничего в США не просили и не подписывали сразу заявил идём в Канаду. Грозят депортировать если не выйдем ...
Читать подробнее
Добрый день. Есть желание найти работу во франции. Подскажите на каких сайтах можно разместить резюме? Какой уровень французского необходим для трудоустройства?
Читать подробнее
Здравствуйте!
Читать подробнее
Хотілось би знати причину відказує у відкритті візи
Читать подробнее