статус беженца
|
Зарегистрируйтесь и вы сможете задавать вопросы, учавствовать в форуме, узнавать мнение клиентов.

статус беженца
статус беженца
rus | eng
свяжитесь с нами по вопросу статуса беженца Карта сайта
Офис в Лондоне: +44.20.8144.9997
Офис в Торонто: +1.647.558.7520
paterton.ca  paterton@outlook.com
 

ИСКУССТВО ВЫЖИВАНИЯ В ИЗРАИЛЕ

ИСКУССТВО ВЫЖИВАНИЯ В ИЗРАИЛЕ

Израиль – страна, где соединяется Восток и Запад. Ментальность израильтянина значительно отличается от ментальности европейца. Поэтому и стратегия поведения человека в Израиле должна довольно сильно отличаться от поведения в России или Европе. Как вести себя, как жить в Израиле, как строить свое общение с людьми, как решать возникающие проблемы? Я в меру своих скромных сил, обобщая опыт – свой и людей, которые давно живут в нашей стране, – постараюсь поделиться маленькими секретами израильской жизни, которых вы не найдете в словарях и учебниках. Израиль – прекрасная страна, но лишь для тех, кто готов и хочет в ней жить.

17.02.2015

Израиль – страна, где соединяется Восток и Запад. Ментальность израильтянина значительно отличается от ментальности европейца. Поэтому и стратегия поведения человека в Израиле должна довольно сильно отличаться от поведения в России или Европе. Как вести себя, как жить в Израиле, как строить свое общение с людьми, как решать возникающие проблемы? Я в меру своих скромных сил, обобщая опыт – свой и людей, которые давно живут в нашей стране, – постараюсь поделиться маленькими секретами израильской жизни, которых вы не найдете в словарях и учебниках. Израиль – прекрасная страна, но лишь для тех, кто готов и хочет в ней жить.

«Израиль – прекрасная страна, но лишь для тех, кто готов и хочет в ней жить»

Израильтяне – не евреи

Израильтяне произошли от евреев, как человек от обезьяны. Но разница между евреями и израильтянами не меньшая, чем между шимпанзе и человеком. Ментальность израильтян значительно отличается, а порой и прямо противоположна ментальности тех евреев, которых мы знаем по бывшему Союзу.

Подходить к израильтянину привычными нам мерками и стереотипами еврея совершенно неверно. Типичный израильтянин, особенно выходец из стран Северной Африки (а таких в Израиле – половина еврейского населения) по ментальности ближе к народам Средней Азии. Репатрианты и туристы в силу естественных обстоятельств мало контактируют с израильской интеллигенцией ашкеназского происхождения. Всевозможные подрядчики, агенты различных контор по трудоустройству – это либо русские, либо выходцы из стран Востока.

Культура обмана и мошенничества

Стремление обмануть ближнего – естественная и имманентная черта израильской ментальности, зафиксированная в научной и художественной литературе, эстраде, анекдотах. При любом контакте с израильтянином надо, прежде всего, подумать – как он может меня обмануть и как я могу от этого защититься. Одно из любимых слов израильского сленга – фраер – человек, который дает себя обмануть. Любимое изречение израильтянина: «Что я – фраер?» Турист или иммигрант, не знающий иврита, а следовательно, и израильских порядков, вызывает у нормального израильтянина подсознательное желание «нагреть» фраера. О том, как защититься от обманов, мошенничества мы расскажем в следующих главах.

Стратегия поведения

Израильтяне ведут себя довольно раскованно, что на взгляд многих «совковых» людей воспринимается как наглость или развязность.

Простой пример: вы пришли в учреждение, а рядом со столом чиновника нет стула. Не ждите, пока он пригласит вас сесть – смело берите стул, стоящий у другого стола или зайдите в соседнюю комнату (но тогда надо спросить, можно ли взять стул). Именно такое поведение будет воспринято в Израиле как признак инициативного, самостоятельного человека.

Вынесенная нами из бывшей родины скромность, интеллигентность воспринимается израильтянами как признак слабости и неуверенности. Оптимальная стратегия поведения в Израиле – спокойная уверенность в себе. О своих успехах говорите всем, о неудачах – никому. Несколько подчеркнуть свои положительные качества, помалкивая о недостатках – лучшая стратегия при контактах с людьми. То, что в странах бывшего Союза считалось бы наглостью, у нас воспринимается как признак уверенности в себе.

Этикет общения

В иврите нет обращения на «вы». Аналогом его является редко употребляемое обращение в третьем лице, например, «Эйфо адони гар». Так к вам будут обращаться в полиции (если вас привели туда не под конвоем).

Применяется также вежливое «кводо» (типа «ваше превосходительство»). Обязательно оно при обращении к равину («кводо а рав»), судье («кводо а шофет»), высшим государственным чиновникам («кводо а сар» – господин министр). В обыденной жизни обращение «кводо» воспринимается как выпендреж. Даже к генеральному директору вашей фирмы нужно обращаться «адон менагель» (господин директор), а лучше по фамилии («адон Рабинович»).

Вполне допустимо хавер (товарищ), фамильярное обращение – «хабуб», «хабиби» (аналогичное грузинскому «паслушай, дарагой» с похлопыванием по плечу), ироническое – «ахи», «ахоти» (брат мой, сестра моя).

Приветствие «Шалом алейхем» устарело. В послеобеденное время говорят «цохораим товим». Любой чиновник или просто человек, с которым вы общаетесь, в конце беседы скажет «ше ихье леха йом наим» – желаю вам хорошего дня.

При встрече даже малознакомые израильтяне обмениваются несколькими ничего не значащими фразами. Тем не менее, эти фразы обязательны, если вы хотите поддерживать с этим человеком контакт и не хотите, чтобы вас сочли угрюмым и невежливым: «Шалом, ма нишма? А коль беседер? Ма шломха?» (Привет, как дела? Все нормально? Как здоровье?). На все эти вопросы существует единственный ответ: «Беседер» или «Беседер гамур»(арабская версия «Мабсут халас»). Отвечать «беседер» нужно даже, если вас везут на кладбище.

Культура блата

Взятки в Израиле не в ходу. То, что на одной шестой земной суши делается за деньги, у нас – по блату. Даже в анкете при приеме на работу нередко есть пункт «Кто из работников нашего предприятия может вас рекомендовать». Израильтянин постоянно опирается в своей жизни на знакомых по дому, саду, школе, армии, университету, курсам, кружкам, клубам, синагоге, работе.

Поэтому одна из главных задач репатрианта – как можно быстрее обзавестись социальными связями, вступать в контакты с израильтянами – на работе, по месту жительства, в магазине, синагоге и т.д. Случайный контакт может вывести вас на людей, которые помогут решить многие проблемы. Обращаться «от Моше» – это естественная и общепринятая форма решения проблем. Поэтому главное условие достижения успеха в Израиле – общительность, доброжелательность, контактность, умение и желание понравиться окружающим, особенно тем, от кого зависит решение ваших проблем. У неконтактного, угрюмого, замкнутого человека нет шансов на успех в нашей стране. Даже при назначении на должность министра используются личные связи, что уж говорить о других областях. «Неважно, что ты знаешь, важно – кого ты знаешь» – это главный израильский принцип.

По блату у нас устраивают на престижную работу, повышают по службе, дают хорошую камеру в тюрьме, распределяют квартиры и материальную помощь, определяют в престижную боевую армейскую часть, хоронят. Поэтому важно с первого дня пребывания в Израиле стремиться к установлению контактов с израильтянами, не замыкаться в кругу «русских». И неважно, что ваш знакомый торгует на рынке помидорами, возможно, его однокашник работает как раз в нужной вам отрасли.

Вы пришли к чиновнику

Израильский чиновник обладает большей свободой действий и полномочиями, чем совковый на той же должности. «Пакиду» (чиновнику, служащему) даже на маленькой должности не свойственно отпихивать решение вопроса наверх.

Израильского чиновника часто называют «гвоздь без шляпки» – забить легко, вытащить невозможно. Он обращается к вышестоящему лишь в очень сложных случаях, превышающих его полномочия.

Как бы не было неотложно ваше дело, не пытайтесь привлечь внимание чиновника, покашливанием, поглядыванием на часы или прямым обращением. Если «пакид» занят с другим служащим или посетителем, вооружитесь терпением. Когда подойдет ваша очередь, он будет решать ваши проблемы. Во время беседы чиновник может отвлекаться на телефонные звонки или разговоры с другими работниками, может оставить вас дожидаться его. Ваша задача – решить свое дело, а не изменить израильские порядки. Поэтому ни в коем случае не критикуйте чиновника! Самый бесперспективный путь решения своих проблем в учреждениях – устройство скандала.

Не угрожайте чиновнику жалобами – этим вы лишь настроите его против себя. Израильский чиновник жалоб не боится – его, как правило, нельзя уволить. Фраза «пожалуюсь начальству» вызывает у него здоровый смех над «совком», не понимающим израильских порядков. Вы бы ему еще обкомом партии пригрозили.

Лучше всего пробудить в чиновнике симпатию, желание вам помочь. Для этого можно попытаться сразу же установить неформальный контакт.

Другой, менее эффективный путь – бить на жалость, вышибать слезу. «Вот я такая несчастная, одна с тремя детьми, денег нет, работы нет, никто мне, кроме вас, не может помочь. Будьте человеком, на вас вся надежда, я к вам сразу прониклась доверием...»

Если и чиновник, и посетитель – женщины, лучшая тема для контакта – дети. Особенно если у «пакиды» на столе фотография ее чад. Если и чиновник, и посетитель – мужчины, в этом случае темы общения – спорт, политика, машины, «эти проклятые арабы совсем обнаглели». В последнем случае главное – не нарваться на чиновника-араба. Впрочем, через несколько лет жизни в Израиле я легко определял араба даже со спины.

Избегайте изложения своих политических и религиозных (антирелигиозных) взглядов незнакомым людям – вполне может оказаться, что ваша позиция прямо противоположна позиции собеседника.

Письма в учреждения

В большинстве случаев для решения проблем можно не обращаться в учреждение, а отправить письмо. Грамотно составленное письмо найдет нужного адресата, поможет сэкономить уйму времени, нервов и сил.

К письму надо приложить копии необходимых документов. Составленное по-русски, сегодня, как правило, оно доходит до адресата – во всех учреждениях есть русскоговорящие. Кроме того, в этом случае вы получите и ответ по-русски. Тем не менее, стоит не пожалеть пару шекелей для перевода письма на иврит, что ускорит решение вашей проблемы – в учреждении не нужно будет искать переводчика или русскоговорящего сотрудника. Правда, в этом случае и ответ вы получите на иврите. Если вы не владеете ивритом, то не указывайте ваш телефон, а укажите телефон человека, которому вы доверяете в решении данной проблемы.

Покупка товаров и услуг

Жертвами мошенничества становятся люди, которые показывают мошеннику, что они готовы попасться на его удочку. Для того чтобы избежать обмана, соблюдайте следующие простые правила.

Не оплачивайте товары и услуги, прежде чем товар будет доставлен или вы убедились, что все нормально и услуга оказана. Квитанция («кабала») о приобретении товаров или услуг является единственным документом, на основании которого вы можете потребовать возврата денег, обмена товаров или переделки плохой работы, а также гарантийного ремонта. Без наличия «кабалы» ничего доказать нельзя.

С другой стороны, с продавцом или мастером можно договориться о сделке без квитанции («бли кабала»), в этом случае цена, как правило, на 20% ниже, но вы лишаетесь вышеописанных преимуществ. Поэтому на подобные сделки нужно идти, если вы знаете этого продавца или мастера и уверены, что он обменяет вам товар или переделает некачественную работу.

Старайтесь не покупать товаров и продуктов, на которых нет ивритских надписей. Такие товары – вне сферы контроля израильских служб.

Как решать бытовые проблемы?

Универсальный городской телефонный справочник «Дапей захав» содержит информацию обо всех услугах, магазинах, госучреждениях, а также правила телефонной компании, инструкции по гражданской обороне, план города с указанием всех улиц и множество другой полезной информации. Русско- и англоязычные справочники – неполные, ибо содержат информацию лишь о русско- и англо-говорящих. Справочник имеет алфавитный и тематический ключи.

Куда жаловаться?

На деятельность госучреждений – в госконтроль «Мисрад мевакер а медина». Невыплата зарплаты в срок – в министерство труда, полиция, суд по трудовым спорам. Если вам не выплатили зарплату в обещанный срок, работу надо немедленно прекратить!

Главная израильская фишка – в том, что обманывают тех, кто на это готов. Если работодатель видит по вашему поведению, что вы побежите в суд и в полицию, если не получите своих денег в указанный срок, он вам заплатит, ибо неприятностей у него появится в случае невыплаты множество, вплоть до закрытия его дела и тюрьмы. Если же он видит фраера, который ничего в израильской жизни не понимает или по поведению жертвы определяет, что жалоб не будет, – работодатель наглеет.

Продажа некачественных товаров, товаров с истекшим сроком годности – обращайтесь в министерство промышленности и торговли. Некачественное мясо – ветеринарная инспекция.

Продавцы охотно поменяют некачественный товар, если вы докажете, что он у них куплен, иначе продавцу грозит потеря репутации и куча неприятностей.

Успешной абсорбции, и не будьте фраерами!

//

«Израиль – прекрасная страна, но лишь для тех, кто готов и хочет в ней жить»

Возврат к списку



Paterton office in Toronto, Canada 11.02.2015| Paterton office in Toronto, Canada
Paterton Office in Toronto, Ontario, Canada

Клиент из Киева иммигрировавший в Германию 03.07.2014| Клиент из Киева иммигрировавший в Германию
Client from Kiev whom we helped with his immigration to Germany.

Блоги, отзывы, вопросы от клиентов

Все блоги
Добрый день. Есть желание найти работу во франции. Подскажите на каких сайтах можно разместить резюме? Какой уровень французского необходим для трудоустройства?
Читать подробнее
Здравствуйте!
Читать подробнее
Хотілось би знати причину відказує у відкритті візи
Читать подробнее
ЗДРАВСТВУЙТЕ НАМ НУЖНО ПРИГЛАШЕНИЕ ИЗ КАНАДЫ ДЛЯ НАШИХ САТРУДНИКОВ С УВАЖЕНИЕМ DIMITRI VARDOSHVILI DIRECTOR NGO COUNTRY GEORGIA IN WORLD GEORGIA, TBILISI E- mail: ngogeorgiacom@gmail.com
Читать подробнее