Мы с женой в свое время чудом получили статус беженцев в Великобритании. После пересечения границы состоялась длительная беседа с уже взмокшим офицером, в основном спрашивали про жизнь в России, почему мы решили оттуда бежать. Я запутался в показаниях, но отшутился тем, что очень устал, болен и не могу продолжать беседу.
После этого нас определили в лагерь для беженцев с полным содержанием на время пребывания там. Расслабиться там не удалось, даже при самом позитивном настрое все это очень напоминало тюрьму. Практически всех людей отправляли обратно на родину. Входить в чужие камеры было запрещено. Постоянные собеседования на тему нашего положения в России, есть ли у нас какие-то сбережения, как нас политически угнетали и так далее. Могут задавать вопросы с подковыркой, вроде: не хотите ли устроить перерыв на обед? Один товарищ так прокололся. Вроде как логика такая, приоритет должен быть не на еду, а на возможность не бояться за свою жизнь, как якобы это было на родине.
Народ разношерстный, некоторые явно в своей жизни не видели нормальной цивилизации. Русских очень мало, охранники удивлялись тому, что русские тоже могут быть беженцами. На наших глазах русскую пару отправили назад в Россию, хотя они пытались доказать, что являются родственниками какого-то политика, мелькали на тв, взяли с собой целый альбом с вырезками из газет в знак доказательства. У нас и таких аргументов не было, и хотя сначала предложили бесплатного адвоката, мы, посмотрев на все это – выбрали платного, причем выбирали сами.
Обратились в компанию Paterton Immigration – они неоднократно решали проблемы с визами наших хороших друзей. Прислали адвоката. Главное собеседование мы проходили вместе с адвокатом, я отвечал на вопросы сдержанно, обдумывал (основные моменты обсудили с юристом заранее, поэтому большинство вопросов не были неприятным сюрпризом).
И наконец, нас вытащили из этого отстойника! Когда уезжали, охрана поздравляла нас и махала руками, как оказалось, этот лагерь был предназначен, чтобы отсеивать основную часть людей, нам очень повезло.
После лагеря привезли в провинциальный город, где было много таких же, как мы, беженцев. Первое время назначают содержание, если говоришь, что нет каких-либо сбережений, но нужно все время заниматься поиском работы. Дают около двухсот фунтов в месяц, что на наши рубли – приблизительно 10 тысяч, т.е. на еду хватает, но для нормальной жизни – лучше найти работу.