статус беженца
|
Зарегистрируйтесь и вы сможете задавать вопросы, учавствовать в форуме, узнавать мнение клиентов.

статус беженца
статус беженца
rus | eng
свяжитесь с нами по вопросу статуса беженца Карта сайта
viber.pngwhatsapp.pngphone.png
Свяжитесь по  Viber, WhatsUp, телефону
по номеру: +1.416.939.6969

 

Влияние факторов бедности и гражданства в контексте равенства и недискриминации

Влияние факторов бедности и гражданства в контексте равенства и недискриминации

Программы получения статуса беженца в странах Европы и в Канаде.

1.4    Влияние факторов бедности и гражданства в контексте равенства и недискриминации

 

Бедность и отсутствие гражданства страны проживания могут в Белару- си выступать дополнительным фактором или основанием для возник- новения неравенства разных типов. При этом вопрос о дискриминации и неравенстве, связанных с бедностью или со статусом негражданина, изучен пока недостаточно, поэтому мы лишь обозначим те общие про- блемы, с которыми здесь могут сталкиваться представители уязвимых социальных групп.

 

В контексте бедности будет уместно сослаться, например, на Часть 1 Статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и куль- турных правах, который признает право каждого «на достаточный жиз- ненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».

 

Хотя в международном праве допускается устанавливать различный режим доступа к определенным правам для граждан и неграждан, ино- странцы и лица без гражданства тем не менее подпадают под безуслов- ную защиту от дискриминации по иным основаниям, включая расу и этническое происхождение. Например, представители расовых мень- шинств защищены ратифицированной Беларусью Международной кон- венцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации вне зависи- мости от статуса гражданина или негражданина. В целом следует также отметить, что произвольное и/или непропорциональное ограничение прав неграждан по сравнению с правами граждан будет находиться в явном противоречии с современными стандартами прав человека.

 

В отношении доступа неграждан к защите своих прав человека можно отметить включающий подход основных правозащитных конвенций ООН. Например, права, гарантированные Международным пактом о гражданских и политических правах, действуют в отношении всех лиц, находящихся под юрисдикцией государства, если в соответствующих статьях пакта не установлено иное. В Замечании общего порядка 23 Комитет по правам человека особо отметил, что статус гражданина страны проживания не должен являться условием для того, чтобы попасть под защиту Статьи 27 Международного пакта о гражданских и политических правах. Данная статья предусматривает гарантии для представителей этнических, религиозных и языковых меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и испол- нять ее обряды, а также пользоваться родным языком.452

 

Фактор бедности

 

Как и в других странах Восточной Европы, Беларусь сталкивается с се- рьезной проблемой бедности, которая может стать важным фактором, влияющим на равный доступ к основным правам и свободам человека. По оценке белорусского офиса Программы развития ООН,

 

по сравнению с другими странами с переходной эко- номикой уровень бедности в Беларуси является од- ним из самых низких. Менее 1 процента населения страны живет в крайней бедности, под которой по- нимается доход менее чем $2 в день. В то же время значительное число белорусских граждан попадает в категорию с низким уровнем доходов: согласно данным официальной статистики, в середине 2000- х гг. численность населения с доходами ниже бюд- жета прожиточного минимума оставалась срав- нительно высокой, составив свыше 1,7 миллиона человек или 17,8% от общей численности населения страны. Как и в других странах СНГ, риску бедности в наибольшей степени подвержены жители сель- ских районов, дети и неполные семьи.453

 

Ситуация заметно улучшилась к концу 2000-х гг. Так, согласно офици- альным статистическим данным, опубликованным в 2010 году, удель- ный вес малообеспеченного населения (т.е. с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума) в процентах к общей численности населения неуклонно сокращался с 41,9% в 2000 году до 5,4% в 2009 году. Данная проблема в 2009 году была актуальнее для сельского населения (9,5%), по сравнению с го- родским (4,0%), и для мужчин (5,9%), по сравнению с женщинами (5,1%).454 Согласно тому же источнику, доля малообеспеченных домо- хозяйств в 2009 году была 3,7%, причем риск попасть в эту категорию был достаточно низок для домохозяйств без детей (2,0% от общей чис- ленности таких домохозяйств) и еще ниже для семей пенсионеров без детей (0,4%). Однако риски сразу возрастали для домохозяйств с несо- вершеннолетними детьми (7,5%), особенно при наличии двух и более детей (12,6%) или при наличии только одного взрослого члена домохо- зяйства (9,9%).455

 

Мировой экономический кризис, затронувший также Беларусь после 2009 года, негативно сказался на ситуации с бедностью в стране. Од- нако в 2012 году уже наблюдалось некоторое улучшение ситуации: доля малообеспеченных домохозяйств  составила  4,6%,  в  том  числе в городах и поселках городского типа 3,8%, в сельских населенных пунктах 6,7%. При этом, в структуре малообеспеченных домохозяйств более половины (65,1%) пришлось на домохозяйства, имеющие несовершеннолетних детей, 22,1% домохозяйства без детей и 12,8% – домохозяйства, состоящие из одного человека.456

 

С учетом вышесказанного справедливым представляется подход Коми- тета ООН по правам детей. В Заключительных замечаниях по Белару- си (2011) Комитет положительно охарактеризовал сокращение числа детей, живущих ниже минимального прожиточного уровня. Одновре- менно с этим Комитет отметил, что, несмотря на выплату пособий на ребенка и других видов помощи многодетным семьям, семьи с тремя или более детьми и одинокие родители с детьми непропорционально страдают от бедности. Поэтому Комитет рекомендует Беларуси

 

активизировать усилия по обеспечению доста- точного и устойчивого уровня жизни всем детям, находящимся на ее территории, уделяя особое вни- мание маргинализированным и обездоленным се- мьям в целях обеспечения их права на развитие. Он рекомендует изучить основные причины бедности и заняться их устранением.457

 

Белорусские власти решают проблему бедности, кроме прочего, разви- вая систему государственной адресной социальной помощи населению. Такая помощь предоставляется в виде ежемесячного и/или единовре- менного социального пособия или социального пособия на оплату тех- нических средств социальной реабилитации (для инвалидов или детей с соответствующими медицинскими показаниями). Пособия выдаются на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обу- ви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нор- мальной жизнедеятельности, а также на оплату (полностью или частич- но) жилищно-коммунальных услуг.458 Например, за I квартал 2013 года адресная помощь была оказана 73292 чел., причем 25037 чел. получили ежемесячное социальное пособие, 5679 чел. – единовременное, 6174 чел. получили особое пособие на приобретение подгузников, 5249 чел. на оплату технических средств социальной реабилитации, а 31153 чел. были обеспечены продуктами питания детей первых двух лет жизни.459

 

Белорусское государство также способствует трудовой интеграции пред- ставителей социально неблагополучных слоев населения, особенно че- рез систему брони, подробно описанную в Главе 3 настоящего доклада.

 

Проблема бедности в белорусском контексте высвечивает важность принятого Ассоциацией равных прав комплексного подхода к пробле- ме равенства и недискриминации: неблагоприятное положение в соци- альном плане может возникать вследствие кумулятивного эффекта от неравенства разных типов и на разных основаниях, иногда очевидным образом друг с другом не связанных. Например, негативными фактора- ми могут стать одновременно и возраст, и проживание в многодетной семье, и место жительства (сельская местность).

 

Фактор гражданства

 

Как уже отмечалось выше, основной миграционный обмен Беларуси происходит со странами СНГ: в 2010 году на них пришлось 83% всех иммигрантов.460 В 2011 году в Беларуси проживало 141317 иностранных граждан и 7397 лиц без гражданства. На учете в органах по гражданству и миграции состояли 594 беженца из 12 государств (по состоянию на 1 января 2012 г.).461 По заявлению представителя миграционных властей, в Беларуси существуют надежные фильтры, не позволяющие проник- нуть в страну так называемым нежелательным лицам выходцам из стран третьего мира. Закон Республики Беларусь «О правовом положе- нии иностранных граждан»462 выстраивает целый ряд административ- ных барьеров на их пути. Поэтому выходцев из стран третьего мира в Беларуси очень мало. Кроме того, мигранты проходят соответствующее медицинское обследование. При наличии серьезных заболеваний мы вправе отказать им в переезде. Такое было неоднократно.463

 

Следствием подобной «сдержанности» в миграционной политики властей является крайне незначительное число видимых мигрантов, проживающих в Беларуси. Информации об их положении крайне мало. Тем не менее, отдельные случаи дискриминации из-за цвета кожи были отмечены белорусскими правозащитниками. В целом недавние иммигранты нередко становятся жертвами дискриминации как из- за своего миграционного статуса, так и из-за расового/этнического происхождения. В какой-то части недолжное обращение с видимы- ми меньшинствами со стороны некоторых представителей властей и обычного населения можно объяснить и общим низким уровнем пра- вовой культуры.

 

Например, в 2011 году в Минске имел место случай дискриминации чернокожего гражданина Нигерии Дж. Эмесибе со стороны правоохра- нительных органов, когда милиционеры зафиксировали факт непра- вильной парковки его машины. Несмотря на то, что возле подъезда было еще несколько других неправильно припаркованных машин, ему объяснили, что «для черных ситуация другая»; жену гражданина Нигерии в присутствии детей оскорбили за то, что она вышла замуж за чер- нокожего. В судебном порядке привлечь к ответственности милицио- неров не удалось, хотя правовую помощь жертве оказывал Белорусский Хельсинкский Комитет. Более того, Дж. Эмесибе побоялся продолжать борьбу за справедливость, потому что на него начали оказывать давле- ние. Он испугался, что судебная тяжба причинит невосполнимый ущерб его бизнесу; кроме того, он почувствовал себя уязвимым в силу своего статуса иностранца.464

 

Как уже ранее отмечалось в докладе, белорусское законодательство предусматривает прямую дискриминацию иностранцев и лиц без граж- данства при реализации ими своих религиозных свобод: согласно Ста- тье 14 Закона «О свободе совести и религиозных организациях» религи- озные общины образуются по инициативе не менее двадцати граждан Республики Беларусь и руководителем общины может быть только белорусский гражданин. Подобные ограничения нередко приводят к косвенной дискриминации по этническому признаку, ведь среди не- граждан преобладают представители этнических меньшинств. Также только граждане Беларуси признаются в качестве представителей на- циональных меньшинств т. 1 Закона «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь»), чем уже определяется формально-юридиче- ское неравенство представителей разных проживающих в Беларуси эт- нических групп.

 

В особо неблагоприятном положении в Беларуси могут находиться про- живающие здесь лица без гражданства (апатриды). Многие приобрели такой статус в силу несовершенства законодательства о гражданстве стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, сре- ди них немало этнических белорусов. На практике данные лица не мо- гут реализовать некоторые свои права в самых разных областях жизни, опять-таки из-за пробелов в законодательстве. Например, белорусские чиновники и суды трактуют законодательство таким образом, что это делает невозможным для лиц без гражданства пройти процедуру пере- мены фамилии.465

 

Выводы

 

Приведенные выше данные свидетельствуют о более уязвимом поло- жении в социальном плане несовершеннолетних детей, особенно про- живающих в многодетных семьях или воспитывающихся одним роди- телем. Они чаще сталкиваются с проблемами бедности, которые могут ограничить их доступ к иным правам и свободам и стать причиной их неравного положения в сравнении с представителями других социаль- ных групп. Проблема бедности также острее стоит перед сельскими жи- телями, по сравнению с горожанами. Белорусские власти реагируют на эту проблему через систему адресной социальной помощи и механизмы стимулирования трудоустройства представителей социально неблаго- получных групп населения.

 

Белорусское законодательство содержит положения, напрямую дис- криминирующие граждан иностранных государств и лиц без граждан- ства в этноконфессиональной сфере. Неграждане из-за своего статуса также могут быть уязвимы в контексте защиты прав на равенство и недискриминацию. Лица без гражданства могут сталкиваться с необо- снованными ограничениями своих прав в силу несовершенства бело- русского законодательства.

Paterton office in Toronto, Canada 11.02.2015| Paterton office in Toronto, Canada
Paterton Office in Toronto, Ontario, Canada

Клиент из Киева иммигрировавший в Германию 03.07.2014| Клиент из Киева иммигрировавший в Германию
Client from Kiev whom we helped with his immigration to Germany.

Блоги, отзывы, вопросы от клиентов

Все блоги
добрый день всем.... хотел спросить.... реально ли получить семье из Молдовы статус беженца в Швеции с последушеи трудоустроиства.... спасибо...
Читать подробнее
Здравствуйте, дорогие друзья и коллеги! Наша компания готова сотрудничать с вами. В случае вашего согласия, пожалуйста, напишите нам. С уважением, Г-н ДИМИТРИ ВАРДОШВИЛИ ДИРЕКТОР БИЗНЕС-ЦЕНТР ГРУЗИИ, ООО Идентификационный номер: 424616357 Страна ГРУЗИЯ, 0900, Город
Читать подробнее
Доброго времени суток. Я хотел бы узнать возможно ли поменять статус беженца например,у меня статус в Польше,но у меня перспективы во Франции работа и тд.
Читать подробнее
Хочу получить политическое убежище вместе со своей девушкой, мы лезбиянки. Живем в Чечне. Есть ребёнок от первого брака моей девушки. Возраст 4 года, сын. Хотим уехать из Чечни в страны Евросоюза. Что делать?
Читать подробнее