статус беженца
|
Зарегистрируйтесь и вы сможете задавать вопросы, учавствовать в форуме, узнавать мнение клиентов.

статус беженца
статус беженца
rus | eng
свяжитесь с нами по вопросу статуса беженца Карта сайта
Офис в Лондоне: +44.20.8144.9997
Офис в Торонто: +1.647.558.7520
paterton.ca  paterton@outlook.com
 

Национальные и этнические меньшиства

Национальные и этнические меньшиства

Программы получения статуса беженца в странах Европы и в Канаде.

1.1.2   Национальные (этнические) меньшинства

 

В настоящее время доля белорусов в населении Беларуси очень высо- ка (свыше 4/5). В стране также проживают несколько крупных групп национальных (этнических) меньшинств. Есть все основания считать, что власти стремятся к укреплению гражданской, а не этнической идентичности среди всех основных групп населения, включая этниче- ских белорусов. Официально выраженное стремление к «укреплению единой общности «белорусский народ»,142 по сути, является калькой с официально поддерживаемой в СССР концепции «новой исторической общности людей советского народа».143 Хотя сами по себе задачи по укреплению гражданской идентичности и построения гражданской нации отнюдь не противоречат международным стандартам защиты прав человека и меньшинств, белорусские власти и доминирующие эт- нические группы нередко проявляют безразличие к стремлению мень- шинственных групп к сохранению своей особой идентичности, языка властями, а почти любая ак- тивность, увязываемая с политической оппозицией, подвергается об- струкции или запрету.

 

Различные группы меньшинств могут отличаться друг от друга в том, что касается особенностей их исторического пути в Беларуси, числен- ности и типа расселения, участия в образовании и культурной деятель- ности, характера их взаимодействия с властями. В настоящем разделе после описания общих проблем мы уделим особое внимание положе- нию трех различающихся групп национальных меньшинств поляков, евреев144 и цыган (рома)145 с тем, чтобы продемонстрировать разные аспекты этнической политики властей и связанные с ней проблемы в контексте борьбы с неравенством и дискриминацией.

 

В данной части доклада мы будем опираться на общепризнанные меж- дународные нормы и стандарты в отношении права на равенство и прав национальных (этнических) меньшинств.

 

В контексте соблюдения принципов равенства и недискриминации следует особо выделить положения ратифицированного Беларусью Международного  пакта  о  гражданских  и  политических  правах  (МП-

ГПП), согласно которым

 

в тех странах, где существуют этнические, рели- гиозные и языковые меньшинства, лицам, принад- лежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.146

 

Мониторинговый орган для МПГПП Комитет по правам человека – опубликовал в 1993 году Замечания общего порядка (ЗОП) 23, ка- сающиеся статьи 27 Пакта.147 В пункте 5.1 ЗОП особо подчеркивается, что данная статья защищает не только граждан, но и проживающих в стране неграждан. Пункт 6.1 указывает, что соблюдение данной статьи подразумевает не только обязанность самого государства соблюдать права меньшинств, но и защиту этого права от третьих лиц. Пункт 6.2 указывает на возможную необходимость для государств защищать идентичность групп меньшинств и права их членов пользоваться и развивать свой язык и культуру, исповедовать свою религию совместно с другими членами группы.

 

Беларусь как страна-член ОБСЕ связана принятыми в рамках этой ор- ганизации политическими обязательствами, в частности Документом копенгагенского совещания СБСЕ 1990 года.148 Данный документ счита- ется одним из наиболее полных каталогов общепризнанных прав мень- шинств. Копенгагенский документ, в частности, особо выделял права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам: свободно поль- зоваться своим родным языком в личной и общественной жизни; созда- вать и поддерживать свои собственные образовательные, культурные и религиозные учреждения, организации или ассоциации; исповедо- вать свою религию; устанавливать и поддерживать беспрепятственные контакты между собой в пределах своей страны, а также через границы с гражданами других государств, с которыми они имеют общее этни- ческое или национальное происхождение, культурное наследие или религиозные верования; распространять информацию, иметь доступ к ней и обмениваться информацией на своем родном языке; создавать и поддерживать организации или ассоциации в пределах своей страны и участвовать в деятельности международных неправительственных организаций (п. 32). Согласно пункту 34 документа, государства-участ- ники будут стремиться гарантировать, чтобы лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имели надлежащие возможности для обучения своему родному языку или на своем родном языке, а также, там, где это возможно и необходимо, для его использования в государ- ственных органах в соответствии с применяемым национальным за- конодательством. Государства-участники также заявили о намерении активизировать усилия по борьбе с расовой и этнической ненавистью, антисемитизмом, ксенофобией и дискриминацией, признавая в данном контексте особые проблемы цыган (п. 40).

 

Этнический состав населения до обретения независимости

 

В ХIХ начале ХХ вв. население нынешней территории Беларуси было достаточно гетерогенным. При довольно слабой этнической идентич- ности в то время важным индикатором был родной язык. По данным всеобщей переписи населения 1897 года, по всей Российской империи белорусский был родным языком для 5885547 чел. Белорусскоязычные подданные были большинством во всех трех «белорусских» губерниях (Витебской, Могилевской и Минской),149 а также в «литовской» Вилен- ской губернии. В «литовской» Гродненской губернии они составляли немного меньше половины. Другими крупными языковыми группами были люди, говорившие на идише, русском, польском, немецком, а так- же латышском и литовском основном, на территориях, которые вхо- дят в современную Латвию и Литву).150

 

По расчетам белорусского историка А. Смолянчука, «с учетом польской пе- реписи 1931 года, которая проводилась в условиях политики националь- ной ассимиляции, в конце 1931 года на территории современной Беларуси проживало около 8,5 млн. чел. Из них белорусы составляли 71,5%, поляки 13,0%, евреи 8,0%, русские 5,6%. Таким образом, число населения бе- лорусских земель с 1897 по 1931 гг. возросло на 33,5%. Очень высокий есте- ственный прирост сумел компенсировать с превышением крупные демо- графические потери времен Первой мировой войны и революции...»151

 

В годы Второй мировой войны из-за боевых действий и политики не- мецкого оккупационного режима, которые привели к масштабному партизанскому движению, потери населения Беларуси имели ката- строфический характер, хотя спор о точных цифрах потерь продол- жается (по некоторым оценкам они составляют ¼ всего довоенного населения).152 В послевоенное время этнический состав населения Бе- ларуси в целом оставался стабильным. Послевоенные переписи насе- ления Беларуси показывали все те же четыре крупнейшие этнические группы, однако евреи утратили статус самого большого меньшинства в результате геноцида в годы нацистской оккупации. Доля этнических белорусов по переписям 1959 и 1970 гг. составила примерно 81%, в 1979 году 79,4%, в 1989 году 77,9%. Доля русских в населении вы- росла с 8,2% в 1959 году до 13,2% в 1989 году. Доля поляков сократи- лась за то же время с 6,7% до 4,1%, а евреев с 1,9 до 1,1%. Доля укра- инцев тогда же немного выросла (с 1,7 до 2,9%). С 1959 по 1989 гг. все население Беларуси выросло с 8 млн. до 10 млн. чел.153

 

Этнический состав населения после обретения независимости

 

Численность населения Республики Беларусь по данным второй после обретения независимости переписи населения 2009 года составляет 9,5 млн. чел. Подавляющее большинство населения относится к этническим белорусам (84%). Другими крупными группами являются русские (8%), поляки 3%, украинцы 2% и евреи 0,1%. К группам свыше 5 тыс. чел. относились также армяне, татары, цыгане, азербайд- жанцы и литовцы. Для крупных этнических групп Беларуси характерно отсутствие обязательной взаимосвязи между этничностью и опреде- ленным родным языком. Исключение составляют лишь русские, 96% которых говорят на русском как на родном. Русский как родной доми- нирует у украинцев и евреев, а белорусский у поляков (см. также та- блицу внизу).154

 

По сравнению с последней советской переписью 1989 года доля белору- сов во всем населении выросла почти на 6%; доля русских уменьшилась на 5% 13,2 до 8,3%), уменьшилась также доля украинцев, поляков и евреев. В целом население уменьшилось на 647999 чел. и 86% этого уменьшения пришлось на русских.155 Эти изменения следует, видимо, отнести не только на миграцию или отрицательный прирост населения, но и на смену идентичности.

 

Таблица 2.1

Крупнейшие этнические группы по родному языку (перепись 2009 года)

 

Этническая группа

Всего

 

% к населению

Родной язык (% к группе)

 

 

 

Своей «национальности»

 

 

Белорусский

 

 

Русский

Белорусы

7 957 252

83,7

60,8

37,0

Русские

785 084

8,3

96,3

2,8

Поляки

294 549

3,1

5,4

58,2

33,9

Украинцы

158 723

1,7

29,2

7,9

61,2

Евреи

12 926

0,1

1,9

9,1

86,1

Все население

9 503 807

100

59,9

2,3

33,6

 

Источник: Национальный статистический комитет РБ156

Для всех регионов Беларуси характерна полиэтничность.157 Особенностью ситуации в Беларуси является крайне незначительная

доля т.н. видимых меньшинств. Основной миграционный обмен Бела- руси происходит со странами СНГ. В 2010 году на эти страны пришлось 83% всех иммигрантов 2000 году 90%).158 В 2011 году в Беларуси проживало 141317 иностранных граждан и 7397 лиц без гражданства. На учете в органах по гражданству и миграции состояли 594 беженца из 12 государств (по состоянию на 1 января 2012 г.).159


 

Согласно мониторингу ИАЦ в 2010 году наибольшее беспокойство состо- яние «межнациональных отношений» вызывало только у 2% респонден- тов.160 79% респондентов было убеждено, что в Беларуси нет дискримина- ции по «национальному» признаку (в 2009 году 76%).161 94% называли

«межнациональные отношения» в Беларуси спокойными и лишь 2,4% напряженными. 74% респондентов не испытывали неприязни к предста- вителям других «национальностей»; 87% не допускали возможности воз- никновения конфликтов на «национальной почве» (и допускали 4%).162

 

Данные мониторинга ИАЦ 2010 года дают возможность предположить, что в понимании белорусского населения у концепции «нации» имеет- ся сильная гражданская составляющая (хотя в советское время «нация» и «народ» (кроме «советского народа») традиционно описывались в эт- нических терминах). Для 70% опрошенных быть представителем своей нации означалo уважать свою страну и свой народ. От трети до поло- вины респондентов выбирали вариант, связанный со знанием обычаев и традиций народа, гордостью за свою национальность и знание исто- рии своего народа. Варианты «ощущать единство с представителями нации» и «проживать на определенной территории» выбрал каждый седьмой респондент. И только каждый десятый выбрал вариант «раз- говаривать на языке своей национальности».163

 

Лишь один участник (из 13) фокус-группы студентов Могилевского государственного университета164 (смешанного этнического состава) показал БХК, что сталкивался с плохим обращением, мотивированным этнической принадлежностью. На вопрос о том, знают ли участники людей, которые сталкивались с плохим обращением, пять человек от- ветили утвердительно (однако подробности сообщить затруднились), а восемь человек ответили отрицательно.


Законодательные основы этнической политики

 

Измененная в 1996 году Конституция Республики Беларусь (1994) стала использовать понятие «национальное сообщество» вместо «националь- ное меньшинство». Однако изменение Конституции не привело к после- довательному изменению терминологии в законах и подзаконных актах.

 

Определяя задачи государства в сфере этнополитики, Конституция объявляет запрет на создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насиль- ственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаган- ду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5). Прямого запрета на создание «этнических партий» статья не со- держит. Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь т. 15). Принцип ра- венства перед законом формулируется дважды. Во-первых, как регули- рование отношений между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов т. 14). Во-вторых, как общий принцип равенства индивидов перед законом и запрет дискриминации (ст. 22).

 

Примечательно, что в белорусской Конституции статья 50, посвящен- ная этнической («национальной») идентичности, идет после особой статьи, гарантирующей свободу совести т. 31), что косвенно свиде- тельствует о бóльшей «важности» этого права в историческом контек- сте. Статья 50 предоставляет право: 1) сохранять свою национальную принадлежность; 2) отказываться определять и указывать националь- ную принадлежность; 3) пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство преследует по закону «оскорбление националь- ного достоинства» и гарантирует выбор языка воспитания и обучения. Закон «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь»165 ре- дакции от 7 мая 2007 года) имеет рамочный характер и содержит всего 14 статей. Закон дает определение лиц, принадлежащих к националь- ным меньшинствам: это постоянно проживающие на территории Ре-

 

 

 

160    Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1992 года № 1926–XII «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь».


 

 

спублики Беларусь и имеющие гражданство Республики Беларусь лица, которые по своему происхождению, языку, культуре или традициям отличаются от основного населения республики т. 1).166 Статьи 2 и 5 Закона подтверждают право свободной самоидентификации. Статья 4 запрещает прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан Республики Беларусь за их принадлежность к национальному мень- шинству, а также попытки ассимиляции против их воли.

 

Таким образом, Беларусь исключает недавние иммигрантские сообще- ства из-под действия механизмов защиты национальных меньшинств, что потенциально может создавать проблемные ситуации. Однако со- гласно статье 26 Закона «О языках в Республике Беларусь»167 «гаран- тируется сохранение и развитие культуры на языках других народов, представители которых проживают в республике». Согласно статье 15 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без граж- данства в Республике Беларусь» иностранцы имеют право на сохране- ние и развитие своего национального языка и культуры, соблюдение национальных традиций и обычаев в соответствии с законодатель- ством. По утверждению официального доклада, «права представите- лей белорусского, русского, украинского, польского, татарского, рома и иных народов, проживающих на территории Беларуси на протяже- нии нескольких столетий, не отличаются от прав мигрантов послед- них лет».168

 

Статья 6 Закона о национальных меньшинствах гарантирует гражда- нам Республики Беларусь, относящим себя к национальным меньшин- ствам, равные политические, экономические и социальные права и сво- боды, осуществляемые в установленном законодательством порядке.

 

В советских общегражданских паспортах в Беларуси были обязатель- ные  отметки  о  «национальности»  (этничности).  В  настоящее  время такие отметки вносятся в паспорт на основании заявления лица, до- стигшего четырнадцатилетнего возраста, при предъявлении им свиде- тельства о рождении с указанием «национальности» родителей (п. 22 Положения «О документах, удостоверяющих личность»169).

 

Вопросы, связанные с этнополитикой, лишь вскользь упомянуты в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (2010). В этом документе постулируется отсутствие основы для этнической, конфессиональной, расовой, политической дискриминации и нетерпи- мости, а их отдельные проявления «носят несистемный и единичный характер» (п. 19). В качестве внутренних источников угроз националь- ной безопасности в политической сфере названы

 

формирование, проникновение либо распростра- нение идеологии экстремизма, сепаратизма, наци- ональной, расовой и религиозной нетерпимости, возникновение либо незаконная деятельность орга- низаций, группировок, отдельных лиц, придержива- ющихся и распространяющих указанные взгляды.170

 

Как и в случае религиозной политики,

 

совершенствование государственной политики в области межнациональных и межконфессиональ- ных отношений будет заключаться в обеспечении условий для укрепления единой общности «белорус- ский народ», воспитании уважения к другим наци- ональностям, религиям и культурам, пресечении любых попыток разжигания национальной и рели- гиозной розни.171

 

 Использование языков национальных меньшинств

 

Вопрос о статусе белорусского и русского языка (государственные язы- ки Республики Беларусь) рассмотрен в следующем разделе данного доклада. Непосредственно сейчас мы уделим внимание правовому ре- гулированию языковых прав лиц, относящихся к национальным (этни- ческим) меньшинствам, и связанным с таким регулированием приме- рам неравенства.

 

Закон «О языках в Республике Беларусь» не регламентирует употребле- ния языков в неофициальном общении, в общении членов трудовых коллективов между собой т. 2). Закон указывает на следующие воз- можности использования иных языков, кроме белорусского и русского:

 

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право пользоваться их национальным языком. Им гарантируется  также   право   обращаться в государственные органы, органы местного управления и самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объе- динения на белорусском, русском или другом при- емлемом для сторон языке. Решение по существу обращения оформляется на белорусском или рус- ском языке. 172

 

Критерий «приемлемости», однако, в законе не установлен.

 

Акты органов местного управления и самоуправления могут «при необходимости» публиковаться и на национальном языке большинства населения той или иной местности (ст. 7).

 

Согласно статье 32 топонимы даются, а картографические издания готовятся и печатаются на белорусском или русском языке. Статья 33 Закона ссылается только на «белорусские (русские) имена».

 

Таким образом, Закон, по сути, не гарантирует использование иного языка, нежели белорусский или русский, в контактах с официальными лицами, в официальном делопроизводстве и топонимике, даже в местах традиционного и компактного проживания меньшинств.

 

Статьи 14 и 15 Закона гарантируют право выступать на родном языке через переводчика в судах и на рассмотрениях дел об административ- ных правонарушениях. Юридическая (правовая) помощь может оказы- ваться «на приемлемом для сторон языке» (ст. 18). Статья 11 Закона «О языках в Республике Беларусь» устанавливает, что рабочими языками съездов, сессий, конференций, пленумов, заседаний, совещаний, дру- гих собраний являются государственный язык/языки любой язык допустим на международных мероприятиях). И хотя участникам гаран- тируется право выбирать язык выступлений, должен быть обеспечен перевод на рабочий язык. Белорусский закон не запрещает использова- ния негосударственных языков в СМИ т. 27), а также на транспорте, в торговле, в сфере медицинского и бытового обслуживания т. 13), но тексты официальных объявлений, сообщений, плакатов, афиш, реклам и т.д. должны выполняться на белорусском или русском языке (ст. 29).

 

Таким образом, за пределами СМИ ограничивается использование язы- ков меньшинств в рекламе, публичных объявлениях и т.п. частного характера и ограничивается использование таких языков на публич- ных мероприятиях. Запрет на размещение частной рекламы и другой информации на языках национальных меньшинств будет явным нару- шением международных обязательств Беларуси: это может рассматри- ваться как недопустимое ограничение на свободу выражения и свободу распространения информации.173

 

В целом, белорусское языковое законодательство в отношении исполь- зования языков национальных меньшинств в частной сфере имеет уме- ренно ограничительный характер и по содержанию напоминает анало- гичныезаконы,принятыевдругихреспубликахСССРвконце1980-хгг.174

 

В то же время указанные ограничения имеют, видимо, декларативный характер. Единственная «языковая» статья Кодекса об администра- тивных правонарушениях (КоАП) т. 9.22) предусматривает наказа- ние лишь за публичное оскорбление, порочение государственных и других национальных языков, создание препятствий и ограничений в пользовании ими, проповедь вражды на языковой почве. При этом данная статья не использовалась ни разу.175 Для сравнения: КоАП Лат- вии176 предусматривает 14 видов нарушений языкового законода- тельства, и соответствующие органы активно применяют его положе- ния на практике.

 

Образование на языках национальных меньшинств

 

Касающиеся  образования  национальных  меньшинств  статьи  Закона

«О языках Республики Беларусь» были уточнены с принятием в июле 2012 года специальных поправок.

 

Статья 21 Закона предусматривает право лиц, принадлежащих к наци- ональным меньшинствам и проживающих в Республике Беларусь, на получение образования на родном языке в соответствии с националь- ным законодательством. В соответствии с пожеланиями воспитанников, учащихся и их законных представителей по решению местных испол- нительных и распорядительных органов, согласованному с Министер- ством образования Республики Беларусь, могут создаваться учреждения дошкольного, общего среднего образования или группы в учреждениях дошкольного образования, классы, группы в учреждениях общего сред- него образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национально- го меньшинства. Более того, обучение и воспитание при получении до- школьного, общего среднего, специального образования «при наличии условий и по согласованию с Министерством образования» могут осу- ществляться на иностранном языке т. 22). При этом обучение и воспи- тание в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях Республики Беларусь осуществляются на белорусском и (или) русском языках т. 23). Данные положения повторе- ны в Кодексе об образовании т. 90).177

 

Таким образом, право обучаться на языке национального меньшинства не является правом, но предусмотренной законом возможностью, кото- рая зависит от «пожеланий граждан» и решения органов власти. При этом в законе не прописаны нормы, регламентирующие порядок учета чиновниками «пожеланий граждан» по этому вопросу. Необоснованные ограничения на использование любых языков, кроме государственных, на уровне профессионально-технического, среднего специального и высшего образования как в государственных, так и в частных школах имеет дискриминационный характер безотносительно отношения к этой норме самих представителей меньшинств.

 

Согласно данным мониторинга специалистов,

 

во многих учебных заведениях Беларуси в насто- ящее время изучаются в разных формах иврит, польский, литовский, новогреческий, украинский и другие языки. Две общеобразовательные средние школы в стране функционируют полностью на польском языке. Общественными объединениями организованы порядка 65 школ выходного дня, в ко- торых родной язык, историю и культуру изучают более 5 тыс. чел. (азербайджанцы, армяне, афган- цы, грузины, греки, евреи, корейцы, литовцы, латы- ши, молдаване, немцы, поляки, татары, украинцы). Университеты в Бресте, Гродно, Минске готовят кадры преподавателей литовского, польского, украинского языков. Польский язык изучается в де- сяти вузах в столице и во всех областных центрах Беларуси… Расходы на действующий в учебных за- ведениях этнокомпонент оплачиваются из бюд- жета страны по статье «Образование».178

 

Кроме средних школ на польском языке в Беларуси две школы полностью функционируют также на литовском языке (в д. Пелеса и в д. Рымдюны).

 

Польское меньшинство

 

Историческая справка. На территории Беларуси польский язык имел большое распространение со времен единого польского-литовского го- сударства, в состав которого входила и современная Беларусь. Хорошо известно, что во времена Российской империи правительство считало нужным бороться с польским и католическим влиянием. Одним из аспек- тов этой политики была всемерная поддержка православной церкви.

 

Подозрительность в отношении польского меньшинства после Совет- ско-польской войны 1919–1920 гг. проявляли и власти советской Бело- руссии, хотя и проводились попытки советизации польского населения, которые способствовали бы его участию в общественной и политиче- ской жизни.179 В конце 1930-х гг. в Беларуси десятки тысяч поляков были высланы из приграничных или стратегически важных территорий и/ или репрессированы. Антипольские репрессии охватили также часть лиц, ранее властями квалифицировавшихся как «белорусы-католики». Репрессии затронули также, например, этнических немцев и латышей.180

 

В послевоенные годы по данным переписей доля поляков в населении Беларуси колебалась в пределах 2,7–3,4% всего населения.181

 

Настоящее время. По данным переписи 2009 года, поляки составляют 3,1% населения (295 тыс. чел.) и большая их часть (78%) сконцентриро- ваны в западной части страны в Гродненской области, которая примы- кает к польской границе.182 Польское меньшинство имеет сравнительно низкий для Беларуси уровень урбанизации 61,4% целом по стране 88,8%). Для сравнения: в городах проживает 73,1% этнических белору- сов, 84,9% русских, 77,2% украинцев и 97,6% евреев.183

 

По переписи 2009 года, польский язык назвали в качестве родного 5,4% поляков, в качестве основного языка домашнего общения 1,3% и еще 15% владели им как иностранным.184 Таким образом, польским языком владел где-то каждый пятый поляк Беларуси. Основным языком домашнего общения для 50,9% поляков был русский, а для 40,9% – белорусский язык.185 Однако белорусский язык в качестве родного назвали более половины всех поляков.186

 

Основной зонтичной организацией польского национального мень- шинства является Союз поляков в Беларуси (СПБ). На польском языке издаются шесть печатных СМИ, в том числе печатный орган СПБ еже- недельная газета «Głos znad Niemna» с тиражом 2260 экз.187

 

В настоящее время вновь возросла подозрительность властей в отноше- нии активистов из польского меньшинства, что связано, прежде всего, с конфликтными ситуациями вокруг польских общественных объеди- нений (см. ниже). Проблемы, с которыми сталкивается римско-католи- ческая церковь в Беларуси, в т.ч. в контексте польского меньшинства, были представлены выше, в разделе доклада, посвященном религиоз- ной жизни.

 

Положение польского национального меньшинства как самого круп- ного после русских было объектом пристального внимания в Беларуси и за рубежом, в частности в Польской Республике благодаря ней в Евросоюзе). Между Беларусью и Польшей в 1992 году был заключен до- говор о добрососедских отношениях и сотрудничестве, который вклю- чал в себя особые положения, посвященные защите национальных меньшинств.188  В последние годы Польша выступала в роли критика политики белорусских властей в отношении польского меньшинства. Наибольшие противоречия во взаимоотношениях двух стран касались ситуации вокруг СПБ и т.н. карты поляка (см. ниже).

 

Дискриминационное отношение властей к общественным организациям поляков. Белорусско-польские отношения обострились в 2005 году после раскола в Союзе поляков в Беларуси. Повышенный интерес к внутренним делам СПБ возник в силу политической деятельности ряда его членов, поддерживающих тесные связи с белорусской оппозицией. Власти Бела- руси в лице Министерства юстиции не признали выборы главного совета СПБ, которые прошли в марте 2005 года в Гродно. В мае того же года из Бе- ларуси был выслан польский дипломат, что привело впоследствии к вы- сылке белорусских и ответной высылке польских дипломатов. На повтор- ном съезде в августе 2005 года в Волковыске было избранно руководство СПБ, признанное белорусскими о не польскими) властями.189

 

И. Михеева, представляя аргументы всех заинтересованных сторон, отмечала, что для официальной Варшавы, которую в данном вопросе поддержали структуры Евросоюза, сложившаяся вокруг СПБ ситуа- ция свидетельствовала о притеснении национального меньшинства и крупнейшей оппозиционной силы. Официальный Минск, напротив, ус- матривал здесь вмешательство в свои внутренние дела и воспринимал данную проблему как искусственный предлог, используемый Польшей для оказания прямого давления на Беларусь. При этом не вызывает сомнений, что белорусские власти секьюритизировали проблему СПБ, видя в возможных действиях «непризнанного» ими руководства СПБ угрозу национальной безопасности. В практическом плане ситуация вокруг СПБ удачно использовалась белорусскими властями для усиле- ния в обществе антизападных настроений.190

 

К сожалению, жесткое противостояние между официальным Минском и Варшавой по вопросу СПБ поставила в затруднительное положение активистов  местного  польского  меньшинства.  Как  было  показано  в разделе доклада, посвященном религиозной жизни, жесткое законода- тельное регулирование в Беларуси криминализирует любую деятель- ность от имени незарегистрированной организации т. 193–1 УК), от чего непосредственно страдают лидеры «незарегистрированного» СПБ. В то же время, по сообщению белорусского Министерства иностранных дел (МИД), многие граждане Беларуси польского происхождения вне- сены Польшей в «черные списки» лиц, которым запрещен въезд в Шен- генскую зону.191 Среди таких лиц много активистов, сотрудничающих с

«зарегистрированным» СПБ.

 

Согласно экспертной оценке К. Клысинского, события вокруг СПБ пред- ставляют собой не репрессии на национальной (этнической) почве, но деяния, направленные против крупнейшей белорусской общественной организации.192 В. Фриц особо отмечала фактор украинской «оранжевой революции» 2004 года, следствием которого стало особо насторожен- ное отношение белорусских властей к иностранным и финансируемым из-за рубежа общественным организациям (Польша позволяла себе пу- блично поддерживать идеи смены режима в Беларуси).193 Но в любом случае, события вокруг СПБ выявляют всю уязвимость общественных организаций белорусских меньшинств в случае вмешательства в их внутренние дела как местных властей, так и властей страны проис- хождения (kin-state). Также именно лидерам польского меньшинства пришлось столкнуться с необоснованными ограничениями их права на трансграничное сотрудничество, причем опять-таки со стороны как бе- лорусских, так и польских властей.

 

Карта поляка. В апреле 2011 года Конституционный Суд Республики Бе- ларусь сформулировал свою позицию194  по Закону Республики Польша

 

«О Карте поляка»,195 принятие которого стало еще одним из факторов, осложняющим и без того напряженные отношения между Польшей и Беларусью. Целью закона, согласно преамбуле, является укрепление связей, объединяющих поляков на востоке с Родиной, а также под- держка их усилий по сохранению польского языка и культивированию национальных традиций. Владельцы карт, выданных консульскими учреждениями по представлению уполномоченных общественных организаций, получают льготы, касающиеся получения долгосрочной польской визы, трудоустройства, осуществления предприниматель- ской деятельности, получения различных форм образования, пользо- вания медицинским обслуживанием.

 

Стоит отметить, что Венецианская комиссия196 в докладе, посвященном привилегированному отношению к национальным меньшинствам со стороны государств происхождения (kin-states), пришла, кроме проче- го, к выводу, что односторонние меры в отношении таких меньшинств, которые пока нельзя рассматривать как международный обычай, ле- гитимны только при соблюдении принципов международного права, а также при уважении основных прав и свобод человека, в особенности требования запрета дискриминации.197

 

Конституционный Суд Беларуси посчитал, что «принятие законода- тельных актов государством происхождения, устанавливающих каки- е-либо привилегии для соотечественников, проживающих за рубежом, согласуется с нормами международного права и является достаточно распространенной международной практикой. Однако при этом воз- можность установления государством определенных привилегий и льгот по признаку этнического происхождения для граждан иностран- ных государств связывается с необходимостью соблюдения принци- пов суверенного равенства государств, добросовестного выполнения международных  обязательств,  соблюдения  дружественных  отношений между государствами, уважения прав и основных свобод челове- ка, запрета дискриминации».198 Конституционный Суд пришел к выво- ду, что польский Закон затрагивает интересы Республики Беларусь и его отдельные нормы не соответствуют некоторым общепризнанным принципам и нормам международного права. В наши задачи не входит подробный разбор аргументов белорусских судей, кроме собственно вопросов дискриминации (см. ниже).

 

Действительно, под действие польского Закона заведомо подпадают люди, которые поддерживают активные связи с Польшей, выказывая интерес к польскому языку и культуре, либо которые связаны с польском меньшинством. По умолчанию это будут в подавляющем большинстве этнические поляки Беларуси и члены их семей. Представляется обосно- ванной критика белорусским Конституционным Судом того, что поль- ский Закон закладывает возможность дискриминации представителей определенной группы граждан Беларуси на основании их политических взглядов и общественной деятельности. По Закону Республики Польша

«О Карте поляка» невозможен доступ к статусу для тех, чье поведение было «в ущерб базовым интересам Республики Польша» (п. 6 ст. 19), а одним из оснований для аннулирования статуса поведение, «пороча- щее Польшу или поляков» (п. 1 ч. 1 ст. 20). Критерии сформулированы столь расплывчато, что это допускает возможность их субъективного расширительного толкования, при этом эти критерии имеют явную от- сылку к политическим и иным убеждениям «негодного» ходатая или обладателя статуса. Также отметим, что действие польского Закона эк- стерриториально распространяется не только на белорусских граждан, но на всех лиц, находящихся под белорусской юрисдикцией.

 

 

 Пример 5.

Выдержка из решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 7 апреля 2011 года «О позиции Конституционного Суда Республики Беларусь по Закону Республики Польша

«О Карте поляка»»

 

В Законе одним из критериев, которым должны соответствовать лица, претендующие на получение Карты поляка, установлено определенное условие «активное участие в деятельности на благо польского язы- ка и польской культуры или польского национального меньшинства в течение не менее трех последних лет», подтвержденное соответствую- щей справкой (пункт 3 части 1 статьи 2); одним из оснований отказа в выдаче Карты поляка поведение заявителя в ущерб базовым ин- тересам Республики Польша (пункт 6 статьи 19); одним из оснований аннулирования Карты поляка поведение обладателя Карты поляка, порочащее Польшу или поляков (пункт 1 части 1 статьи 20).

 

Следовательно, возможность выдачи, отказа в выдаче или аннулиро- вания Карты поляка на территории Республики Беларусь связана с необходимостью определенного поведения (выполнения фактически определенных обязанностей) граждан Республики Беларусь, причем не только польской национальности, перед Республикой Польша, что не согласуется с общепризнанными принципами уважения прав че- ловека и его основных свобод и недискриминации. Наличие в Законе указанных норм статей 2, 19 и 20 создает предпосылки для дискри- минационных проявлений на практике, когда различия в подходах к гражданам Республики Беларусь, желающим получить Карту поляка, связываются с поведением гражданина, его жизненными взглядами и гражданской позицией, что также в определенной мере несовместимо и с обязанностями граждан Республики Беларусь, в том числе находя- щихся на государственной службе.

 

 

 


Проводя определенную политику в отношении «соотечественников», Польша вольна устанавливать критерии для доступа к определенным благам и привилегиям. Однако в практическом плане большинство этих возможностей реализуется на территории Республики Польши, которая обязана обеспечивать ее на недискриминационной основе: статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах


 

 

гарантирует защиту против всякого рода дискриминации из-за полити- ческих и иных убеждений. В отношении находящихся под ее юрисдик- цией лиц подобные обязательства по защите от дискриминации из-за политических и иных убеждений имеются и у Республики Беларусь. Од- нако с учетом принципа суверенного равенства государств ее возмож- ности здесь будут весьма ограничены. Видимо это объясняет, почему наряду с использованием дипломатических каналов белорусские вла- сти рассчитывали на то, что обоснованное мнение членов Конституци- онного Суда сможет повлиять на позицию Республики Польша.

 

Образование на польском языке. Школьное образование на языках меньшинств в Беларуси предоставляется на польском языке и (для намного меньшего числа учащихся) на литовском языке. Крупнейшее русское меньшинство не испытывает сложностей с доступом к образо- ванию на родном языке, поскольку русский язык как государственный используется на всех ступенях образования в Беларуси.

 

Последняя польская школа в Белорусской ССР была закрыта в 1948 году, а восстановление  польского  школьного  образования  началось в конце 1980-х гг.199 В 2005 году в Беларуси функционировали две школы с обучением  на  польском  языке  (в  Гродно  и  Волковыске),  а в пяти школах в Минске, Бресте, Гродно имелись классы с польским языком обучения. Польский язык изучали более 22 тыс. чел., из них в государственных школьных и дошкольных учреждениях более 12 тыс. чел.200 Польские средние школы работают в рамках государственной системы образования Беларуси. Все предметы в них преподаются на польском языке, за исключением белорусского языка и литературы, русского языка и литературы, истории и географии Беларуси.201

 

Интерес к изучению польского языка испытывают не только лица польского этнического происхождения, но и прочие жители Беларуси, заинтересованные в получении  образования,  в  трудоустройстве или предпринимательской деятельности в Польше. Польский язык изучается в десяти ВУЗах в столице и во всех областных центрах Беларуси. В семи ВУЗах Беларуси имеются кафедры польской филологии (Белорусский государственный университет, Гродненский государственный университет и др.). Гродненский университет с 1994 года подготовил 451 учителя польского языка и литературы.202 Однако в последние годы на фоне экономического кризиса снизился интерес жителей Беларуси к получению высшего образования в Польше. Эксперты также отмечают, что, например в д. Сопоцкин, где 80% населения составляют поляки, в 1997–1998 гг. набора в первые классы с польским языком обучения не было.203

 

В практическом плане ограничены возможности гражданского общества влиять на деятельность белорусских властей в том, что касается предо- ставления образования на языках национальных меньшинств. Вопрос о языке обучения в школе, по сути, решается чиновниками по своему усмотрению (см. выше), что делает данную процедуру подверженной привходящим обстоятельствам. Это затрудняет недискриминационный доступ к образованию на языках меньшинств, даже когда такая возмож- ность предусмотрена законодательством, а представители меньшинств выказали потребность в таком обучении. Так, предпринимаемые ранее общественными активистами попытки расширить сеть польских школ в Беларуси оказались безуспешными.204 Виной тому может быть и чрез- мерная политизация вопроса о польском меньшинстве в Беларуси.

 

На таком фоне понятно, почему представители польского меньшинства могут крайне недоверчиво относиться к любым переменам в имеющихся польских школах, видя в действиях властей потенциальную угрозу сохранению польского образования в Беларуси.

 

Например, в 2012 году обострилась ситуация вокруг средней школы

36 в Гродно (функционирует как общеобразовательная школа на польском языке с сентября 1996 года).205 Финансирование строитель- ства гродненской школы велось польской стороной, однако ее содер- жание обеспечивалось за счет белорусских бюджетных средств. В 2012 году озабоченность местной польской общественности и даже акции протеста вызвали планы размещения в польской школе классов на- чальной школы с русским языком обучения. Представитель «незареги- стрированного» СПБ журналист А. Почобут от лица своей организации выразил обеспокоенность планами по размещению русскоязычных классов в школе, которая единственная в Гродно дает возможность пройти полный курс обучения на польском языке. По мнению А. Почоб- ута, ситуацию с польской школой надо рассматривать в контексте нега- тивного отношения Беларуси к тому, что национальные меньшинства хотят изучать родной язык и обучаться на родном языке; согласно бе- лорусско-польскому соглашению школа должна использоваться только для обучения на польском языке. Однако по заявлению представителя местных властей, планируется не открытие в школе 36 русских клас- сов, а размещение там на условиях аренды двух классов соседней шко- лы, которая работает в режиме перегрузки.206

 

Еврейское меньшинство

 

Историческая справка. Еврейское меньшинство начало активно се- литься на территории современной Беларуси не позже XIV в.207 После первого раздела Речи Посполитой (1772 г.) подданными Российской империи стало около 200 тыс. евреев юдей иудейского вероиспо- ведания), проживавших в восточной Беларуси и Латвии. За евреямибыло признано право исповедовать свою религию, право собственно- сти, внутренне общинное самоуправление (кагал), выполнявшее фи- скальные и судебные функции, а также надзиравшее за еврейскими религиозными школами.208 При имп. Екатерине II оды правления 1762–1796) евреи получили право избирать и быть избранными в ор- ганы городского самоуправления. Однако особым указом императри- цы местом для возможного поселения евреев была определена Бела- русь и Новороссийский край (в основном, юг современной Украины и России), что стало началом черты оседлости;209 после второго и треть- его раздела Речи Посполитой210 к черте оседлости были присоедине- ны все новые территории. Крепостное право на евреев не распростра- нялось, т. среди них не было крепостных. С 1827 года среди евреев начал проводиться рекрутский набор. В 1844 году были ликвидиро- ваны кагалы, т. упразднено самоуправление еврейских общин.211 Во второй половине XIX века требования в отношении черты оседлости перестали распространяться на некоторые категории населения, в за- висимости от образования и социального статуса. Быстрый рост анти- семитских настроений в конце XIX века привел к массовой эмиграции из страны.212 По данным всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, только в трех основных «белорусских» губерниях (Витебской, Могилевской и Минской) проживало свыше 700 тыс. лиц иудейского вероисповедания.213

 

 

В 1918–1921 гг., во время Гражданской войны и Советско-польской во- йны, на территории Беларуси было учинено 225 еврейских погромов, в том числе 18 польскими войсками.214

 

В межвоенный период территория современной Беларуси оказалось разделенной между СССР и Польшей. Сложности, с которыми сталки- валось еврейское население по обе стороны границы, могли иметь важ- ные различия. Исследователь И. Вавренюк выделят различные этапы го- сударственной политики Польши в отношении еврейского меньшинства после 1921 года. Она полагает, что период неопределенности о 1926 года) и характеризовавшийся неодобрительным отношением к антисе- митизму период относительной стабильности (1926–1935 гг.) сменился после 1935 года

 

усилением в правительственном лагере национа- листических идей и открытым антисемитизмом на государственном уровне. Именно в этот период волна погромов просто захлестнула вновь страну.215

 

Печальную известность получил, например, еврейский погром в Бре- сте-над-Бугом (ныне г. Брест), учиненный 13 мая 1937 года.

 

В СССР в 1920-е и 1930-е гг. проводились попытки борьбы с антисеми- тизмом, в том числе в Беларуси. Статья 84 Уголовного кодекса БССР216 (1928) наказывала за пропаганду или агитацию, направленные к воз- буждению национальной или религиозной вражды или розни, а равно распространение или изготовление и хранение литературы того же характера. Однако на практике статья применялась редко, «а судебное преследование за выявленные акты антисемитизма отнюдь не носило энергичного характера».217

 

Наряду с этим советскими властями в 1920 году были ликвидированы еврейские религиозные школы. Хотя изначально отношение властей к иудаизму было сравнительно либеральное, политика стала ужесточать- ся в 1930-е гг. К концу XIX века с. Любавичи в Беларуси218 становится центром хасидийской учености. В 1928 году лидер хасидов Иосиф Ицхак Шнеерсон, который организовал подпольное иудейское религиозное об- учение,219 был выслан из СССР. Согласно переписи 1937 года среди этни- ческих евреев от 16 лет и старше лишь 17,4% были верующими.220

 

Катастрофическими для еврейского населения Беларуси стали годы на- цистской оккупации. Фактически уцелели только эвакуированные на восток и беженцы, укрытые партизанами. Из 700 тыс. евреев, которые жили в БССР накануне Второй мировой войны, уцелело не более 200 тыс. чел.221 После войны наблюдался подъем еврейской религиозной жизни. Однако власти опасались роста «сионистских националистических на- строений», что привело к ограничениям религиозных практик. В 1966 году в СССР оставалось всего 66 синагог, а большинство раввинов было вынуждено эмигрировать.222 В послевоенном СССР евреев стали оконча- тельно рассматривать только как этническое (а не религиозное) мень- шинство, что отражало и действительно резко снизившийся уровень ре- лигиозности внутри группы наряду с сохранением и культивированием особой идентичности.

 

В новый Уголовный кодекс БССР223 (1961), вошла статья 71, предусма- тривающая наказание за «пропаганду или агитацию с целью возбуж- дения расовой или национальной вражды или розни, а равно и прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или кос- венных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или наци- ональной принадлежности». Однако в 1962–1991 гг. в БССР не было ни одного случая применения статьи 71 УК на практике, тогда как в других союзных республиках такие прецеденты были.224

 

Следует отметить, что антисемитские практики были привычны для вла- стей послевоенного СССР. Не вызывает сомнений, что в 1970-е 1980-е гг. существовали негласные ограничения для евреев при приеме на работу в ряде областей и при поступлении в ВУЗы. Данные переписи населения 2009 года свидетельствуют, что общая численность еврейского населения Беларуси за десять лет после переписи 1999 года сократилась более чем в два раза (и в девять раз по сравнению с 1989 годом).225 Основной причи- ной снижения численности евреев является, видимо, эмиграция. Русский язык был родным для 86% евреев; 98% из них проживали в городах.226

 

Проявления антисемитизма и борьба с ними. Хотя нет каких-либо осно- ваний считать, что в современной Беларуси наличествует государствен- ная антисемитская политика, евреи нередко сталкиваются с проявле- ниями т.н. бытового антисемитизма. Среди участников фокус-группы лиц еврейского происхождения, организованной БХК, при обсуждении областей, в которых возможна дискриминация, большинство респон- дентов упомянули трудоустройство.227

 

По мнению аналитиков, в 2009–2010 гг.

 

криминальный антисемитизм в Беларуси пода- влен «сверху», такие явления, как избиения и убий- ства евреев или поджоги синагог, отсутствуют. Единственным проявлением криминального анти- семитизма остаются акты вандализма на еврей- ских кладбищах и мемориалах памяти жертв гит- леровского геноцида.228

 

Тем не менее экспертами нередко критикуется стремление белорусских правоохранителей квалифицировать совершенные на почве антисеми- тизма деяния как обычное хулиганство или вандализм без применения норм статьи 130 УК.

 

Сообщение Агентства еврейских новостей (АЕН) от 15 ноября 2012 года свидетельствует о том, что отдельные акты вандализма по антисемит- ским мотивам могут иметь в Беларуси широкий общественный резонанс:

 

Уже несколько дней жители Гродно находятся в шоке из-за акта вандализма, который совершили неизвестные, облив коричневой краской мемори- альную доску, установленную в память о евреях, погибших в гетто от рук фашистов. Мемориаль- ная доска в память о 29 тысячах евреев, уничто- женных в двух гетто в Гродно, установлена на здании по улице Замковой, где некогда был вход в гетто. По словам председателя иудейской религи- озной общины Гродно Бориса Квятковского, в поне- дельник утром, когда люди узнали о происшедшем, они стали звонить в общину, «выражая свое возму- щение этим удручающим поступком. Многие при- носили свои извинения за того грешника или греш- ников, что замахнулись на память о замученных в фашистских гетто невинных стариках, женщи- нах, детях». () Напоминаем, что акт вандализма в Гродно как две капли воды похож на акт ванда- лизма в Могилеве, когда в июне нынешнего года там был облит коричневой краской памятный ка- мень, установленный на месте гибели могилевских евреев. Могилевские правоохранительные власти тогда предположили, что это случайность. А как теперь объяснить эти факты?229

 

 

В январе 2007 года был принят Закон «О противодействии экстремиз- му».230 Закон включал определение «экстремизма», который был свя- зан, прежде всего, со сферой политики. Однако закон также определял в качестве экстремизма

 

разжигание расовой, национальной или религиоз- ной вражды или розни, а также социальной розни, связанных с насилием или призывами к насилию, унижение национальной чести и достоинства, ор- ганизацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мо- тивам расовой, национальной, религиозной враж- ды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, про- паганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отноше- ния к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, про- паганду и публичное демонстрирование, изготов- ление и распространение нацистской символики или атрибутики.231

 

Мерами по противодействию экстремизма признавались предписание (ст. 9), официальное предупреждение т. 10), приостановление дея- тельности организации т. 11), запрещение деятельности белорусской организации и ее ликвидация т. 12), запрещение деятельности ино- странных и международных организаций т. 13), противодействие из- данию и распространению экстремистских материалов т. 14), недопу- щение осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых мероприятий т. 15), противодействие публичным призы- вам должностного лица организации к осуществлению экстремистской деятельности т. 16) и ответственность граждан за осуществление экс- тремистской деятельности (ст. 17).

 

При всей спорности формулировок Закона и его возможной полити- ческой направленности имеются положительные примеры использо- вания Закона в деле, касающемся антисемитизма. В декабре 2008 года суд Советского района Минска рассматривал дело о признании инфор- мационной продукции, распространяемой ЗАО232 «Христианская ини- циатива», экстремистской литературой, способствующей разжиганию межнациональной розни. На рассмотрение суда было вынесено 13 книг, реализуемых в магазине «Православная книга», содержащих оскор- бительные для евреев материалы и формирующих негативный образ евреев и всей еврейской культуры. Поводом для проверки послужило обращение, которое было подписано главой Белорусской Православной Церкви Филаретом, митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси. Гражданское дело было начато по представле- нию Генеральной прокуратуры. Основная форма экстремизма, которая исследовалась в суде, пропаганда антисемитизма. Иск прокуратуры был удовлетворен судом. Коллегия Минского городского суда на откры- том заседании 26 февраля 2009 года подтвердила решение районного суда. Прошедшие в 2008–2009 гг. судебные процессы привели к лише- нию издательской и торговой лицензий ЗАО «Христианская инициати- ва», к закрытию магазинов сети «Православная книга», занимающихся изданием и распространением антисемитской литературы.233

 

По экспертному мнению Я. Басина в 2007–2010 гг.,

 

политика властных структур, поддержанная ру- ководством православной епархии и силовыми ведомствами (КГБ, прокуратура, суд), привела к уходу со своих должностей целого ряда политиков, депутатов парламента, сотрудников СМИ, деяте- лей культуры, коммерсантов и др., многократно уличенных в пропаганде антисемитизма, муссиро- вании антиеврейских мифов и разжигании нацио- нальной розни.234

 

Проблема культовых зданий и уважения культурного наследия. В Бела- руси остро стоит вопрос о культовых зданиях для еврейских общин. В республике не проводилось реституции (возвращения) прав собствен- ности в отношении реквизированных в советское время культовых зда- ний. В 2011 году в Беларуси у иудаистов было 53 общины, относящиеся к ортодоксальному, хесэд-любавич и прогрессивному направлению, но только десять культовых зданий. Еще десять зданий было передано го- сударством для культовых целей.235

 

В 2009 году эксперт Я. Басин отмечал

 

откровенно неуважительное отношение местных властей к сохранению евреями памятников наци- онального наследия. Бывшие  синагоги  сносятся, и власти не считают нужным даже поставить в известность их прежних владельцев еврей- ские общины, на деньги которых они в свое время были построены, хотя здания нередко представ- ляют историческую ценность. Пример 2009 года: снос здания бывшей любанской синагоги, где в свое время работал один из крупнейших талмудистов ХХ века Моше Файнштейн. Касается эта тенден- ция и еврейских кладбищ236

 

Я. Басин также полагал, что «в Беларуси ведется откровенное замалчи- вание истории евреев и их вклада в государственное и культурное стро- ительство, в борьбу с нацизмом» и что «власти не выполняют собствен- ные решения по увековечению памяти деятелей еврейской культуры».237

 

При этом следует учитывать, что еврейская община ведет активную культурную жизнь. В стране выходит несколько еврейских газет и один журнал; при каждой общине существует библиотека, а при Минском ев- рейском общинном доме также Музей истории и культуры евреев Бе- ларуси. Иврит, культура и традиции евреев изучаются в средней школе

 

132 Минска, государственных детских садах 68 («Атиква») Гомеля и 90 Витебска, в двух группах детского сада 151 в Минске, в Пин- ской негосударственной школе-интернате «Бейс-Арагон», а также в 17 школах выходного дня.238

 

Цыганское меньшинство

 

Историческая справка и современное положение. Цыгане стали появ- ляться в Великом княжестве Литовском, куда входила и территория современной Беларуси, около XV века юда они попадали из Польши и Германии, а в конце XVI начале XVII века уже из Венгрии). 25 мая 1501 года великий князь литовский выдал грамоту «войту239 цыганско- му» с разрешением цыганам кочевать по землям княжества.240

 

В рамках первой всероссийской переписи населения 1897 года в бело- русских губерниях было зафиксировано около 3 тыс. цыган. В конце XIX

начале XX века здесь имелось более десятка мест цыганской оседло- сти, включая деревни с почти полностью цыганским населением. Ос- новным занятием цыган, населявших Беларусь в XIX веке, была конная торговля. Значительная часть цыган была уничтожена в годы нацист- ской оккупации. К концу 1950-х гг. кочующие таборы в Беларуси массо- во перешли к оседлому образу жизни. По данным переписи 1959 года в Белорусской ССР насчитывалось 4 662 цыгана.241

 

В советское время численность цыган постоянно росла, достигнув, по данным переписи 1989 года, 10 762 человек. В независимой Беларуси их

«официальная» численность стала сокращаться.242 Так, по данным пере- писи населения 2009 года, цыганское население составляет 7079 чел.243

 

 

Эти данные переписи расходятся с данными общественного объедине- ния «Белорусская цыганская диаспора», согласно которым в Беларуси на- считывается около 60 тыс. цыган.244 Согласно результатам переписи 2009 года наибольшее число цыган проживает в Гомельской области 35% от общей численности, наименьшее, в Гродненской области 5%.245 Цыган- ское население Беларуси в основном городское 68%.246 Около 65% сво- им родным языком считают цыганский; для 56% это также основной язык общения дома, наряду с русским (27%) и белорусским (5%).247

 

Власти Беларуси пока не приняли никаких специальных программ или мер в  интересах  цыганского  населения.  На  сегодняшний  день в Беларуси также нет плана сохранения культурно-исторического наследия цыган. Президент Международной общественной организа- ции цыган «Возрождение» А. Босяцкий, руководители общественно- го объединения «Белорусская цыганская диаспора» О. Козловский и А. Гомонов считают необходимым создание цыганского культурного центра и музея.248

 

Дискриминация. Цыгане являются уязвимой этнической группой, ко- торая подвергается системной дискриминации.249 Цыганские общины зачастую сегрегированы в публичном пространстве, чему способствует их негативный образ в общественном сознании.

 

Цыгане, участвовавшие в фокус-группе БХК, назвали следующие об- ласти, где имеется наибольший риск столкнуться с дискриминацией: контакты с сотрудниками министерства внутренних дел; здравоохра- нение, предоставление товаров и услуг (негативное восприятие цыган персоналом и посетителями соответствующих учреждений); насилие (попытки насильственных действий в отношении цыган и их детей, но при этом отмечалась сплоченность и готовность дать отпор обид- чикам).250 Отношение государственных органов к своему сообществу сами цыгане оценивают как безразличное. Респонденты отмечали рас- пространенный стереотип, что все цыгане принадлежат к уголовному миру. Отсутствие специальных курсов изучения языка, учебных заве- дений, низкий процент цыган с высшим образованием не рассматрива- ются респондентами как дискриминационные, скорее как особенности традиционного жизненного уклада.251

 

Комитет ООН по правам ребенка в апреле 2011 года выказал обеспоко- енность по поводу сообщений о фактах преследования в Беларуси детей цыган (рома) и их дискриминации в плане доступа к здравоохранению, образованию и социальным услугам. Беларуси было рекомендовано уделять первостепенное внимание задаче предупреждения и искорене- ния дискриминации по отношению к детям, в частности к детям рома, через систему образования и средства массовой информации.252

 

Доступ к образованию. Тревожная ситуация наблюдается в том, что касается уровня образования цыганского населения Беларуси. По дан- ным переписи населения 2009 года, 12% цыган в возрасте 10 лет и старше не умеют читать и писать; в этой же возрастной группе только начальное образование было у 41%, а базовое общее – у 19%. Среднее,профессионально-техническое или среднее специальное было зафик- сировано у 17%, а высшее только у 0,5%.253 Проблемы с доступом к высшим ступеням образования могут свидетельствовать как о недо- статочной интеграции цыган в белорусском обществе, так и о дискри- минационных практиках.

 

По мнению исследовательницы О. Бартош, которая проводила интер- вьюирование замужних женщин 30–40 лет, в цыганской семье можно наблюдать конфликт поколений.

 

Дети, которые посещают школу, как правило, стре- мятся принимать участие не только в учебной де- ятельности, но и в общественной жизни. Старшее поколение, выступающее за сохранение этнической самобытности, требует соблюдения традиционных норм поведения, которые исключают социокультур- ную жизнь вне цыганского сообщества. В мотиваци- ях старшего поколения цыган Беларуси, как и у цыган других регионов, имеют место формулировки, ко- торые говорят о восприятии школы как среды рас- пространения чужой морали. Нежелание получать образование также мотивируется тем, что цыган- ские знания и умения более применимы в реальной жизни, нежели знания, полученные в школе.254

 

Низкий уровень образования заведомо негативно влияет на возмож- ности трудоустройства цыган. По данным переписи 2009 года, уровень безработицы среди них достигал 31,5% (без значительных половых различий).255 Для сравнения: среди всего населения Беларуси этот по- казатель был 6,4%.256

 

Негативные общественные стереотипы и СМИ. Интеграции цыган на рынке труда и в общественной жизни препятствуют укорененные в общественном сознании негативные стереотипы в отношении цыган- ского населения, которые нередко репродуцируются несбалансиро- ванными публикациями в СМИ. Например, правозащитник Н. Калинин неоднократно обращался к Уполномоченному по делам религий и на- циональностей в связи с фактами противоправной деятельности наци- оналистических групп и дискриминацией цыган в СМИ.257

 

В недавнем письме министру информации белорусские правозащитни- ки М.Богданович и А. Евсеенко (РПОО «Белорусский Хельсинкский Ко- митет») отмечали:

 

Стереотипы цыгана (никчемный лентяй, склон- ный к воровству) и цыганки (гадалка-мошенница, презирающая труд) наносят обиду честным рома, в том числе квалифицированным специалистам и самоотверженным многодетным матерям. Дан- ные стереотипы являются помехой для цыган при попытках устроиться на работу. Надо полагать, вина за такое положение вещей частично лежит и на СМИ. Некоторые газеты без стеснения уни- жают это национальное меньшинство. К примеру,

«Гомельская  правда»  предупреждает  читателей

«об опасности общения с лицами цыганской нацио- нальности» (номер за 12.11.2011). В газете «Свет- лае жыцце» пишется, что «всегда нужно с осто- рожностью относиться к незнакомым лицам, и особенно к лицам цыганской национальности».258

 

Авторы письма призвали провести с журналистами беседу о недопусти- мости ксенофобских выпадов, разъяснить, почему нежелательно сообщать читателям об этническом происхождении правонарушителей.259 В подписанном замминистра ответе на данное обращение сообщалось, что с редакторами газет были проведены беседы. Кроме того им сооб- щили, что,

 

по информации названных редакций, публикации были подготовлены на основании материалов, представленных органами внутренних дел в от- ношении преступных  схем  действий  мошенников с профилактической целью недопущения подоб- ных проявлений. Таким образом, речь в публикациях идет только о криминальной составляющей и не затрагивает цыганскую диаспору в целом.260

 

Этническое профилирование. В международной практике под расовым или этническим профилированием261 обычно понимают такие действия правоохранительных органов, в рамках которых они делают предпо- ложение о причастности лица к противоправной деятельности, скорее, из-за его этнического или расового происхождения, нежели из-за его по- ведения или на основании имеющейся о нем информации. Этническое профилирование является разновидностью расовой дискриминации.

 

Белорусские СМИ регулярно размещают информацию о «профилакти- ческих рейдах милиции по цыганским семьям». Подобные рейды обыч- но связаны с какими-то событиями или оперативной информацией. Однако уязвимость цыган при общении с властями часто усугубляется низким уровнем образования, недостаточной информированностью о своих правах и бедность, не позволяющая рассчитывать на качествен- ную и квалифицированную юридическую помощь. Цыгане-участники фокус-группы БХК привели следующие примеры негативного опыта общения с сотрудниками министерства внутренних дел (МВД): при- нудительная дактилоскопия, распространение печатных материалов предостерегающих граждан от общения с цыганами, частые профилак- тические рейды сотрудников МВД.262

 

Например, ориентированный на цыган рейд милиции был проведен в январе 2010 года в Гомеле. По сообщению СМИ,

 

были выявлены многочисленные административ- ные правонарушения. Свыше 500 человек  лично- го состава РОВД посетили 724 дома и квартиры, в которых живут цыгане. Было проверено около 2 тыс. человек. Составлено 25 административных протоколов за проживание без паспорта или про- писки и восемь протоколов за нарушение правил пребывания в Беларуси, а также транзитного про- езда через территорию страны. Около 80 граждан не смогли предоставить каких-либо документов. Об этом были оперативно проинформированы от- деления по гражданству и миграции.263

 

На оппозиционном информационном ресурсе «Хартия ‘97» было раз- мещено крайне редкое в белорусских СМИ свидетельство главы цы- ганской семьи, которая попала под утренний рейд милиции в феврале 2009 года:

 

Не стучали в дверь, сразу вбежали, побросали всех на пол: «Лежать, с***!» Всех: и детей, и женщин. Дети кричат. А они не дают подойти к детям… Мы так лежали на полу минут 40 почти голые, ведь многих забрали с кроватей. Начали производить обыск. Ничего не предъявили. Они даже не говори- ли, что из милиции. У бабушки спросили: «Где твое золото?!» Потом всех поставили в одну шеренгу и повели в автобус… Все соседи смотрели на это…

 

 

Привезли в милицию, завели в актовый зал, а там уже человек 70-80 цыган. Ничего не объясняли. Ска- зали: «Возьмем отпечатки, и пойдете домой». Мы вернулись только в 16 часов. Говорили: «Вы слыша- ли, что был теракт?» Так что мы террористы.264

 

Примечательно посмотреть на реакцию посетителей информационного ресурса «Хартия ‘97» на статью, где были размещены приведенные выше утверждения о злоупотреблениях со стороны сотрудников милиции, об их предвзятом отношении к цыганам. Приведем лишь первые пять комментариев, иллюстрирующих укорененные в обществе негативные стереотипы в отношении представителей цыганского меньшинства в Беларуси:

 

ай нане, 10:58, 6.02

Самого главного повязали?

 

1, 11:03, 6.02

А главного откатали или пока на воле ? ;-)

Основные виды деятельности цыган ни для кого не секрет: торговля наркотой, воровство, мошенничество.

 

сокол, 11:11, 6.02

а почему никого не расстреляли? недоработки.

 

ЛЫДЖНЕГ, 11:21, 6.02

Нашли их, где ловить... В микрорайоне Дрозды надо цыган отлавливать! :D

 

тОЛСТЫЙ, 11:34, 6.02

Давно пора заняться этими бездельниками и проходимцами.265

 

 

Выводы

 

В контексте права на равенство и недискриминацию белорусское зако- нодательство содержит ряд проблемных положений. Прежде всего, на уровне закона полная защита прав национальных меньшинств гаран- тируется лишь гражданам страны (хотя практического значения эти ограничения, видимо, не имеют). Языковое законодательство носит в целом ограничительный характер, хотя имеющиеся запреты не под- креплены административными или уголовными санкциями и могут игнорироваться. Тем не менее сохранение дискриминационных норм в законодательстве подает неверный сигнал и представителям групп меньшинств, и властным структурам.

 

Хотя государственные школы могут преподавать на языках мень- шинств, реализация данного права оставлена на усмотрение властей при отсутствии каких-либо деятельных механизмов обратной связи с гражданским обществом по данному вопросу и при наблюдаемой сла- бой восприимчивости к выказанным потребностям в получении образо- вания на родном (национальном) языке. Более того, отсутствие юриди- ческой возможности для организации профессионально-технического, среднего специального и высшего образования как в государственных, так и в частных школах на языках национальных меньшинств является дискриминацией и вряд ли стимулирует желание получать образова- ние на любых языках, кроме государственных.

 

Выявить основные типы неравенства между представителями различ- ных этнических групп позволило более подробное рассмотрение поло- жения в Беларуси польского, еврейского и цыганского меньшинства. Пример польского меньшинства наглядно показывает риски, связан- ные с политизацией проблем отдельных национальных меньшинств, которая может вести к вмешательству государства нахождения и госу- дарства происхождения в реализацию права на ассоциацию и трансгра- ничное сотрудничество. Политизацией вопросов, связанных с польским меньшинством, видимо, объясняется и относительная неразвитость системы польского школьного образования.

 

На примере еврейского меньшинства видно желание властей бо- роться с преступлениями на почве ненависти. Одновременно с этимочевидна необходимость более последовательного подхода к пра- вонарушениям, совершенным по таким мотивам. Практика властей в отношении сохранения еврейского культурного наследия демон- стрирует подчеркнуто вертикальный характер взаимоотношений государства с гражданским обществом, частью которого являются организации меньшинств. Отсутствие реституции прав собственно- сти на культовые здания искусственно ограничивает религиозную жизнь иудейских общин (особенно с учетом законодательных огра- ничений на религиозную деятельность за пределами культовых зда- ний см. выше).

 

Цыганское меньшинство представляет собой пример социально депри- вированной группы, страдающей от укоренившихся в обществе нега- тивных стереотипов, с которыми государство не начало пока активно бороться. Проблемы цыган с доступом к образованию и на рынок труда контрастируют с отсутствием в Беларуси позитивных мер, проводимых в интересах достижения равенства для представителей этой группы. Власти также сами не озабочены сохранением культурного наследия этого меньшинства. Цыгане являются жертвой такой дискриминацион- ной практики, как этническое профилирование (которая, видимо, воз- можна и в отношении других групп видимых меньшинств в Беларуси).

Paterton office in Toronto, Canada 11.02.2015| Paterton office in Toronto, Canada
Paterton Office in Toronto, Ontario, Canada

Клиент из Киева иммигрировавший в Германию 03.07.2014| Клиент из Киева иммигрировавший в Германию
Client from Kiev whom we helped with his immigration to Germany.

Блоги, отзывы, вопросы от клиентов

Все блоги
ЗДРАВСТВУЙТЕ НАМ НУЖНО ПРИГЛАШЕНИЕ ИЗ КАНАДЫ ДЛЯ НАШИХ САТРУДНИКОВ С УВАЖЕНИЕМ DIMITRI VARDOSHVILI DIRECTOR NGO COUNTRY GEORGIA IN WORLD GEORGIA, TBILISI E- mail: ngogeorgiacom@gmail.com
Читать подробнее
Доброе время суток нужна консультация по поводу беженцев в Германию. Как можна связаться с вами
Читать подробнее
Здравствуйте я гражданин Туркмении мне 35 женат мы хотим эмигрировать в Англию но у нас там родственников нету . Прочитал статью если просить беженство то и пособию и жилья предоставят , это как бы подушка безопасности на первое время .Я сам имею диплом инженера информационные тех-ги в образовании.Могу ли я просить визу беженца для себя и для жены.Потому что уже не возможно здесь жить работы нету...
Читать подробнее
Добрый вечер. Подскажите пожалуйста. Я 6 месяцев с мужем в Голландии в лагере. У нас дублин в Польшу. Должны принести билеты. Но, приглашения нет. И мы не знаем принимает ли Польша на самом деле. Мы отказываемся ехать в Польшу. Так Польша может отправить домой в Украину. Там большые проблемы. У нас в паспорте были визы рабочии и они простроченые. Да и там мы не были. Первая страна где сдавали паль...
Читать подробнее